ГЛАВНАЯ / ИСКУССТВО / КОЗИМО МЕДИЧИ: ИСКУССТВО ВЛАСТИ

Козимо Медичи:
искусство власти

возвышение семьи
Флоренция XV века — центр искусств, самый богатый и самый передовой город Европы. Здесь развивается торговля и процветает банковское дело. А власть сосредоточена в руках самой влиятельной флорентийской семьи. Медичи, известные как покровители Возрождения, фактически правят городом. Они — крупные банкиры и владельцы самого большого состояния во всей Европе.
Содержание

Козимо Медичи — первый среди равных

Основателем семейного дела и династии был Джованни де Биччи, после смерти которого в 1429 году главой дома становится его сын, Козимо Медичи.
Козимо получил в наследство богатство семьи, положение в обществе и растущую банковскую империю. Он управляет семейным делом и вместе с братом Лоренцо возглавляет неаристократический блок в правительстве флорентийской республики.
На фоне войны с городом Лукка в правительстве разгорается противостояние между представителями буржуазии, среди которых Козимо и Лоренцо Медичи, и аристократами под предводительством Ринальдо Альбицци.
В 1433 году сторонники Альбицци обвинили Козимо в возвышении и стремлении захватить власть, после чего он был арестован и брошен в городскую тюрьму. Козимо помогли связи и деньги: казнь было решено заменить десятилетним изгнанием, которое, однако продлилось всего лишь год.
Козимо смиренно покинул Флоренцию, в то время как его сторонникам удалось занять ключевые посты в правительстве и сформировать влиятельный блок. Теперь опасность грозила уже Альбицци и его союзникам: кому-то пришлось бежать, многие предстали перед судом, лишились титулов и отправились в изгнание, некоторые были казнены.
kozimo medichi
Так, в 1434 году изгнание Козимо завершилось, он вернулся в город с почестями. Его поддерживали и представители власти, и буржуазия, и простые флорентийцы. Фактически этот момент можно считать отправной точкой возвышения династии Медичи.

После изгнания Козимо стал крайне осторожен, проводя тонкую и мудрую политику, опираясь на многочисленных союзников, очень скоро он сосредоточил в своих руках власть над Флоренцией и сделался влиятельной фигурой для всей Европы.

Козимо стал главой флорентийской республики, при этом он не любил громких титулов, не пытался демонстрировать власть и не занимал государственные посты. Лишь в 1439 году на время проведения Вселенского ферраро-флорентийского собора он принял титул Гонфалоньера Справедливости, фактического правителя республики.
Козимо почитал и оберегал закон, но выше закона флорентийцы ставили его советы и ориентиры.
Козимо обладал исключительным умением держать баланс личной выгоды и интересов народа. Он заботился о флорентийцах и процветании города, при этом управлял банком Медичи.

Состояние семьи росло, один за другим открывались банковские филиалы в Риме, Пизе, Милане, Женеве, Брюгге, Авиньоне, Генте, Лондоне и во других городах. Козимо стал самым богатым человеком в Европе, и самым могущественным: его кредиторами были и Папа римский, и миланский герцог, и дож Венеции, и турецкий султан, и короли Англии и Франции.
Ему принадлежали земли в Тоскане, дома во Флоренции и пригородах, он владел огромной библиотекой и, конечно, выдающимися были его коллекции монет и драгоценностей, собрания медалей, камей и произведений искусства.
kozimo medichi

Медичи — покровители искусств

Медичи занимались ростовщичеством и не могли похвастаться аристократическим происхождением. Козимо понимал, что для подлинного величия одного богатства и положения недостаточно.
Для возвышения своего имени Козимо оказывает покровительство самым выдающимся творцам эпохи Возрождения. Художники, скульпторы и архитекторы создавали величайшие шедевры на деньги Медичи, прославляя Флоренцию и заказчиков.
Расчет Козимо был верным: именно покровительство искусствам принесет семье власть и бессмертие.

Так Медичи творили свою историю, которая переживет века.
Они вкладывали в произведения искусства такие огромные суммы и пользовались ими так умело, что все политические конкуренты семьи вынуждены были признать поражение и влияние Медичи становилась безраздельным.
В самом начале Возрождения Козимо становится крупнейшим покровителем искусств и частным меценатом. До этого искусство Флоренции процветало на деньги цеховых объединений, а частные лица, такие как Палла Строцци, Андреа Пацци, Феличе Бранкаччи, занимались лишь благоустройством церквей и украшением семейных капелл и дворцов.

Козимо возвел покровительство искусству на недосягаемую высоту: вся Флоренция строила, лепила, высекала, отливала, писала и переводила для него. Ему доставляло удовольствие видеть не только то, как растет его частная коллекция, но и как возводятся общественные здания, как устанавливают на площадях и фасадах новые скульптуры, как наполняются книгами библиотеки.
kozimo medichi
Козимо был не просто богачом, из тех, что свысока спонсировали создание шедевров. Он, получивший прекрасное образование и воспитанный в среде гуманистов, понимал и любил искусство.
Его привлекала не роскошь, а благородство и простота. Именно поэтому его друзьями и верными спутниками стали Филиппо Брунеллески и Донателло. Он сразу разглядел в них талант создавать искусство новое, прекрасное и созвучное времени.
kozimo medichi
При поддержке Козимо проект купола Брунеллески был понят, принят и одобрен. Банк Медичи был одним из источников финансирования его возведения. Этот купол ошеломит всю Европу, и проект века навсегда будет связан с именем Медичи.

В 1439 году Козимо добивается переноса Вселенского Собора из Феррары во Флоренцию. Главы католической и византийской церквей, самые богатые и влиятельные люди со всего света приезжают во Флоренцию. Согласитесь, лучшего способа явить миру чудо-город, полный шедевров, и представить себя его главой трудно вообразить!
kozimo medichi

От общественных заказов к частным: палаццо Медичи

Не только искреннее желание украсить родной город, но и личное тщеславие занимало Козимо Медичи. В 1444 году он заказывает архитектору Микелоццо ди Бартоломео строительство семейного дворца в центре Флоренции.
kozimo medichi
Палаццо должно было стать не только домом для большой семьи, но и штаб-квартирой банка Медичи, имеющего отделения по всей Европе, а также укрепить статус властителей Флоренции. Занимая стратегическое положение рядом с Дуомо, церковью Сан-Лоренцо и комплексом Сан-Марко, патроном которого являлся Козимо, дворец обозначал, что целый район Флоренции отныне является «кварталом Медичи» и альтернативным центром городской власти.
kozimo medichi
Первым за важный заказ взялся Филиппо Брунеллески. Однако проект гениального флорентийца показался Козимо настолько роскошным, что он, опасаясь зависти и не желая выставлять напоказ свое богатство, поспешил выбрать другого архитектора.

Микелоццо разделял взгляды Брунеллески, фактически он был наследником его традиций и также пользовался покровительством Козимо.

Вот как Вазари описывает его работу: «Так как модель, сделанная Микелоццо, понравилась Козимо, он поручил ему завершить постройку по своему проекту в теперешнем ее виде, со всеми полезными и прекрасными удобствами и изящными украшениями, которые мы и сейчас видим и которые при всей своей простоте отличаются величественностью и благородством.
И тем большей похвалы заслуживает Микелоццо, что палаццо это было первым, выстроенным в этом городе по новому чину, и было разбито на целый ряд полезных и прекраснейших помещений.
Подвалы наполовину расположены под землей, и при них находятся погреба и кладовые. Два двора окружены в нижнем этаже великолепными лоджиями, куда выходят залы, покои, прихожие, кабинеты, нужники, бани, кухни, колодцы, удобнейшие общие и потайные лестницы, а над ними в каждом этаже расположены жилые помещения и апартаменты со всеми удобствами, кои могут удовлетворить не только частного гражданина, каким был тогда Козимо, но и любого самого великолепного и самого прославленного короля.
И потому в наши дни там удобно размещались короли, императоры, папы и все что ни на есть знаменитейшие государи Европы, на все лады восхвалявшие как великодушие Козимо, так и выдающееся мастерство Микелоццо в архитектуре».

kozimo medichi
Снаружи палаццо украшали гербы Медичи, внушавшие трепет и флорентийцам, и многочисленным гостям города, а его суровые стены надежно оберегали изящный, интимный мир.
Лишь тем, кто был допущен в сам дворец, открывалась его истинная сущность. Здесь, среди шедевров Античности и современности, в тайных апельсиновых садах, где журчат фонтаны, каждый иностранный посол, важный гость, враг или союзник, должен был получить ясное представление не только богатстве и могуществе, но и об искушенности и избранности членов семьи Медичи.

Палаццо Медичи станет оплотом гуманизма, пульсирующим сердцем флорентийского Возрождения. Здесь жили и бывали самые выдающиеся художники, архитекторы, скульпторы, философы, ученые и поэты.
kozimo medichi

Давид Донателло

В 1443 году Донателло создает необычную статую. Бронзовый Давид-Меркурий станет украшением внутреннего дворика палаццо Медичи.
kozimo medichi
Заказчиком произведения становится Козимо Медичи, друг, меценат и единомышленник Донателло. Он не просто оплачивает работу скульптора и получает статую, он желает видеть выражение новых идей, воплощенных в новом герое, покровителе своей семьи, своего дела и своей Флоренции.

Созданная статуя отличается от ранних «народных» скульптур Донателло. Перед вами совсем другое произведение: в утонченном и аристократичном юноше соединяются ветхозаветный Давид и древнеримский бог торговли Меркурий.
kozimo medichi
Это не просто скульптура, это — новая истина, новый способ жить в гармонии с миром. Эта философская концепция позже будет известна под именем «неоплатонизм», ее фундаментом станет соединение основ христианской религии, свободы светской жизни и идеалов античности.
«Давид-Меркурий» Донателло — произведение утонченное, доступное избранным. Кажется, новое искусство Возрождения, только сделавшее шаг на улицы Флоренции, снова оказывается запертым в прекрасных палаццо, снова становится прерогативой богатых правителей. Во многом неоплатонизм и особое, порожденное этим течением искусство, достигшее своего расцвета в восьмидесятых годах XV века, не только окружат семью Медичи флером избранности и элитарности, но и приблизят ее падение.
В работе над «Давидом» Донателло возвращается к излюбленным образам: на шлеме поверженного Голиафа изображена сценка с веселыми путти, что приводят в движение колесницу, играют и веселятся.
kozimo medichi
Важно, что Давид 1443 года — первая обнаженная статуя со времен Античности. В Средние века человеческое тело считалось вместилищем грехов, а изображение обнаженных мужчин и женщин в живописи допускалось лишь в крайних случаях: в «Грехопадении», в «Изгнании Адама и Евы из рая».
После Давида нагота становится неотъемлемой частью культуры, приметой эпохи Возрождения. С этого момента прекрасное человеческое тело служит отражением прекрасного внутреннего мира человека. Именно Давид Донателло предвосхищает Давида Микеланджело и «Рождение Венеры» Боттичелли.
kozimo medichi

Капелла Медичи: сердце Флоренции

Главным украшением палаццо Медичи станет капелла Волхвов работы Беноццо Гоццоли. Художник, известный тем, что умеет «рассказывать истории», создаст настоящее чудо.
Медичи заказывают роспись домовой капеллы в 1459 году.
Этот важный заказ получает художник Беноццо Гоццоли. Он хорошо известен во Флоренции. Гоццоли много путешествует, слава о его фресковом цикле во францисканской церкви в Монтефалько разносится по всей центральной Италии. Кроме того, Беноццо Гоццоли знаменит своей работой с мастером Беато Анджелико. В сотрудничестве с ним были созданы фрески в монастыре Сан-Марко, в Ватикане и в соборе Орвието.

Работа над капеллой Медичи растянется на пять лет, будет стоить целого состояния, для нее не пожалеют ни золота, ни серебра, ни лазурита. Небольшая по площади комната станет похожей на расписную шкатулку, полную драгоценностей.
Фреска с поклонением Волхвов единым полотном опоясывает три стены.
Тема поклонения Волхвов была выбрана неслучайно, в разработке иконографической программы участвовал сам Козимо. Как известно, волхвы (восточные короли) следовали за путеводной звездой, что вела их из дальних стран через Иерусалим в Вифлеем поклониться младенцу Иисусу Христу и принести ему богатые дары. В католической традиции этот день назван Богоявлением и отмечается 6 января.
kozimo medichi
Беноццо Гоццоли — Процессия молодого короля, Поклонение волхвов, 1459, палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция
Поклонение волхвов — ключевой сюжет для флорентийского Возрождения. Привязанность заказчиков к этой теме объясняется и тщеславием, и боязнью перед муками ада.

Во-первых, пышная процессия подразумевала изображение элегантных нарядов, ювелирных украшений, драгоценных даров, лошадей и экзотических животных, а это самое красноречивое свидетельство богатства и высокого положения самого заказчика.

Во-вторых, главные заказчики занимались торговлей и ростовщичеством, делами, осуждаемыми церковью. Страх перед адским пламенем и надежда на искупление грехов побуждали купцов и банкиров к вложению денег в произведения искусства с сюжетом поклонения будущему Спасителю, рожденному в нищете.
Беноццо Гоццоли превращает путешествие трех королей, Каспара, Мельхиора и Бальтасара, в торжественное шествие, прославляющее семью Медичи. Религиозный сюжет — лишь декорации, а богатство, честолюбие, связи, положение Медичи — главная тема фресковой росписи.
Каждый, кто был допущен в  капеллу, понимал: вокруг этих Медичи вращается мир!
Особенно примечательны изображения самих волхвов.
Возможно, три короля — идеализированные изображения Козимо Медичи (старый король), его сына Пьеро (средний король) и юного Лоренцо Великолепного (молодой король). Хотя утверждать этого точно нельзя.
Тем не менее, шествие Волхвов — настоящий семейный альбом. Среди тех, кто следует за молодым королем: Козимо Старший (на рыжем муле), слева от него — сын, Пьеро «Подагрик» (своим прозвищем он «обязан» наследственному заболеванию), крайний справа на фреске — миланский герцог Галеаццо Мария Сфорца, рядом Сиджизмондо Пандольфо Малатеста из города Римини (и тот, и другой союзники Медичи). Также в толпе можно различить молодых наследников: Лоренцо и его брата Джулиано.
kozimo medichi
Беноццо Гоццоли — Процессия молодого короля, Поклонение волхвов, 1459, палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция
По замыслу Беноццо Гоццоли, пейзажи Иерусалима превращаются в холмы Тосканы, наполняются сценами охоты, деталями из повседневной жизни, невиданными животными (которых, без сомнения, привозили во Флоренцию чужеземцы во время проведения Ферраро-флорентийского собора).
Около ста пятидесяти человек составляют этот пышный кортеж. Беноццо Гоццоли — мастер повествования, наделяет каждого индивидуальными особенностями, с большим вниманием подходит к созданию одежд и украшений для каждого персонажа, тщательно прорисовывает сцены до мельчайших деталей, создавая эффект драгоценной мозаики, от которой невозможно оторваться.
kozimo medichi
Беноццо Гоццоли — Поклонение волхвов, 1459, палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция
Образцом и вдохновением для Беноццо Гоццоли становится шедевр интернациональной готики, «Поклонение волхвов», написанный Джентиле да Фабриано в 1423 году для семьи Строцци. Художники будто соревнуются в умении изображать восточные ткани, драгоценности и прочие диковины.
Удивительно, что богатая фреска с церемониальным шествием не включает изображение Девы Марии, Иосифа и младенца Иисуса Христа, присутствие которых в сцене поклонения обязательно.
Они, словно вне времени и суеты, вынесены в отдельную картину. Алтарный образ, созданный Филиппо Липпи, дополняет капеллу и своей тишиной и безмятежностью словно ограждает главных героев от реального мира.
В праздничной и пестрой толпе, где встречаются Папа римский и представители греческой церкви, флорентийский поэт и византийский император, художник изобразил и самого себя. В красном головном уборе он внимательно смотрит на зрителя.

Козимо Медичи:
отец отечества

1 августа 1464 года после славных дел Козимо Медичи мирно скончался в своей постели в окружении родных и соратников. Он, укрепивший положение семьи и прославивший Флоренцию, навсегда останется в истории одним из вдохновителей эпохи Возрождения.
Козимо похоронен в семейной церкви Сан-Лоренцо, на надгробии надпись в подражание древним: Pater Patriae (Отец Отечества).
kozimo medichi
© Махмудова Р. М., текст, оформление, 2019
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Это интересно:

Узнайте, что еще полезного есть на этом сайте
все для вашего путешествия
изучайте онлайн
афиша и билеты
авторские украшения и не только