ГЛАВНАЯ / ИСКУССТВО / С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ВОЗРОЖДЕНИЕ?

С чего начинается эпоха Возрождения?

Конкурс 1401 года
Когда и с чего начинается эпоха Возрождения? На этот счет существуют разные мнения.

Некоторые исследователи связывают начало Возрождения с появлением Данте и Джотто. При этом Проторенессанс — не столько новая эпоха, сколько яркая вспышка посреди Средних веков.
Есть версия, что Возрождение начинается с возведения купола Брунеллески. Но в скульптуре к этому времени уже произошел качественный прорыв.
Также началом Возрождения называют год открытия Нового Света. Однако в том же 1492 году в Италии умирают художник Пьеро делла Франческа и знаменитый покровитель искусств Лоренцо Медичи. А это означает, что позади уже несколько важнейших десятилетий.

Но есть одно событие, которое удивительно тонко и точно символизирует начало эпохи Возрождения. Это знаменитый Конкурс 1401 года. И, конечно, все случилось во Флоренции.
Содержание

Объявление конкурса

В самом центре города напротив собора Санта-Мария дель Фьоре высится восьмигранный баптистерий Сан-Джованни.
Это один из древнейших храмов Флоренции. Он особо любим и почитаем флорентийцами, ведь Сан-Джованни — святой покровитель города, к тому же здесь веками крестили флорентийских младенцев.
Попечителями Баптистерия были представители гильдии Калимала. Калимала — одна из семи крупнейших гильдий Флоренции, ее члены занимались международной торговлей тканями самого высокого качества и были богатейшими людьми в городе. Они финансировали строительство, работы по реставрации и декорированию Баптистерия. На это уходили гигантские суммы, но купцы были готовы к подобным расходам.

Во-первых, это была прекрасная реклама и показатель богатства и могущества гильдии. Орел с эмблемы Калималы и сегодня установлен над северными воротами Баптистерия.

Во-вторых, попечители занимались торговлей, а это осуждалось церковью. Страх перед адским пламенем и надежда на искупление грехов побуждали купцов к финансированию подобных проектов.

Ну и третья немаловажная причина таких расходов кроется в искреннем желании богатых флорентийцев украсить родной город. И доказательством этого является сама Флоренция, красота ее церквей, частных и общественных зданий.
s chego nachinayetsya vozrozhdeniye
В 1401 году попечители Баптистерия при поддержке флорентийской Синьории объявляют конкурс на лучший проект для недостающих бронзовых ворот. На тот момент у Баптистерия существовали лишь одни ворота, созданные более 70 лет назад мастером Андреа Пизано. Для завершения проекта не хватало двух других.
s chego nachinayetsya vozrozhdeniye
Андреа Пизано — Южные ворота, 1330, баптистерий Сан-Джованни, Флоренция
Подобные конкурсы были обычной процедурой для крупного городского заказа. Победитель получал заказ, а это означало, что он, согласно контракту, будет обеспечен работой и щедрой оплатой на несколько лет, а иногда и десятилетий. Также он получает особый статус мастера. У него своя боттега, где ему помогают и проходят выучку будущие скульпторы, ювелиры, художники и архитекторы.
Стоит ли говорить, что победа в таком конкурсе была желанной и почетной.

Лоренцо Гиберти, один из участников, спустя десятки лет с гордостью напишет в своих мемуарах об этом событии. Многие факты он приукрасит и придаст всему больший размах. Так он вспоминал, что в престижном конкурсе поспешили принять участие лучшие мастера Италии, и что было их великое множество.

На деле же было их семь: двое флорентийцев (сам Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески) и пятеро тосканцев (Якопо делла Кверча, Никколо ди Пьетро Ламберти, Франческо ди Вальдамбрино, Симоне да Колле, Никколо ди Лука Спинелли).

Среди участников не было звезд, да и общий уровень развития скульптуры на излете Средних веков был невысоким. Вы, конечно, еще услышите о гениальных творениях и грандиозных свершениях Филиппо Брунеллески и Лоренцо Гиберти, но в 1401 году первому было лишь 24 года, второму — 23.

А вот комиссия, которой предстояло определить победителя, была серьезной. Она состояла из 34 человек, членов городского правительства, попечителей, гуманистов, ювелиров, художников и зодчих. Это было блестящее собрание компетентных и влиятельных флорентийцев.
s chego nachinayetsya vozrozhdeniye

Конкурсное задание

Основой для конкурсного задания стали ворота Андреа Пизано. Эти ворота были прекрасным образцом старого стиля.
Новые ворота должны были гармонично дополнить существующие.
s chego nachinayetsya vozrozhdeniye
Ворота Пизано состояли из 28 бронзовых плит, каждая из которых представляла свою историю, заключенную в готическую форму квадрифолия или четырехлистника.

На подобной плите в пространстве квадрифолия размером 45 на 38 см каждый участник в течение года должен был создать рельеф из бронзы. Каждому назначалось и денежное вознаграждение вне зависимости от победы.
«И каждый принялся за свою работу со всяческим рвением и старанием, вкладывая в нее всю свою силу и умение, дабы превзойти друг друга в совершенстве, и скрывая в величайшей тайне то, что они делали, чтобы не было совпадений»
s chego nachinayetsya vozrozhdeniye
Джорджо Вазари
«Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»
Темой для рельефов стала история Жертвоприношения Исаака отцом своим Авраамом.

Согласно библейскому преданию Бог призвал Авраама принести в жертву сына его Исаака: «Возьми сына твоего, единственного, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мория, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, которую я укажу тебе».
Авраам, не колеблясь, повиновался. Нарубил дров, положил их на осла, взял с собою двоих слуг и Исаака и отправился в указанное Богом место. На третий день пути, придя к горе Мория, Авраам оставил слуг внизу, поднялся на гору, устроил жертвенник, разложил дрова и, связал Исаака.
И едва занес над ним Авраам жертвенный нож, воззвал к нему ангел с неба: «Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего единственного, для Меня… Я, благословляя, благословлю тебя».

Трудность задачи состояла в том, что для этой истории скульптор должен был обладать подлинным мастерством, ведь для нее надо было изобразить и пейзаж, и животных, и людей, одетых и раздетых, в самых разных положениях. Таким образом оценивали и умение рассказать историю в бронзе в рамках небольшого пространства, и технику выполнения, и следование традиционной иконографии.
s chego nachinayetsya vozrozhdeniye
Караваджо — Жертвоприношение Исаака, 1601−1602, галерея Уффици, Флоренция

Финал конкурса

Перед вами работы Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески, вызвавшие наибольший интерес комиссии.
Согласно свидетельству Вазари, именно они «задумали и выполнили свою историю лучше и с лучшими и более многочисленными фигурами».
Но насколько по-разному изобразили одну и ту же историю Гиберти и Брунеллески.
s chego nachinayetsya vozrozhdeniye
«Жертвоприношение Исаака» работы Лоренцо Гиберти отличает мелодичность, плавность и согласованность линий. Его рельеф создан с ювелирной тонкостью и в традициях интернациональной готики. Изящество пейзажа, грация фигуры Исаака… перед нами не драматичная сцена, где отец приносит в жертву собственного сына, а лишь ее утонченная стилизация.
«Вся работа обладала рисунком и отличалась отменной композицией; фигуры в его манере были стройными и выполнены с изяществом в прекраснейших позах, и отделана она была с такой тщательностью, что казалась вылитой не из бронзы и отполированной не железом, а дыханием»
s chego nachinayetsya vozrozhdeniye
Джорджо Вазари
«Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»
s chego nachinayetsya vozrozhdeniye
Лоренцо Гиберти — Жертвоприношение Исаака, 1401 Национальный музей Барджелло, Флоренция
Совсем по-другому выполнена работа Брунеллески. Дробная, лишенная гармонии, с изолированными блоками, она действительно необычна. Его «Жертвоприношение» выглядит архаичнее, тем не менее, именно в нем заметны новые черты.

Работа Брунеллески — это поиск. Поиск способов изображения глубины пространства и путей передачи сильных эмоций живого человека. Расплывчатой и поэтичной идеализации Гиберти он противопоставляет выразительность и структурность.

К тому же рельеф Брунеллески полон живых наблюдений: слуги заняты каждый своим прозаичным делом, барашек почесывает ухо задней лапкой, а ослик пьет воду из ручья. Эта самая обычная сцена, из повседневной жизни, она была бы невозможна в рамках аристократического позднеготического стиля. Но именно повседневность позже станет вдохновением для мастеров Возрождения.

Брунеллески не интересует поэзия и стилизация, он не боится взять за основу пустоту, из которой он, подобно создателю строит новое пространство с фигурами и природой, подчиняя его своему замыслу. Именно так будут мыслить и творить художники Возрождения.

Брунеллески использует пирамидальную композицию, на вершине располагая невероятно драматичную сцену, почти схватку. Насколько изящны и сказочны персонажи Гиберти, настолько напряжены и реальны они у Брунеллески. Кажется, можно услышать, как кричит Исаак и почувствовать, с какой решительностью и твердостью останавливает ангел руку Авраама.
s chego nachinayetsya vozrozhdeniye
Филиппо Брунеллески — Жертвоприношение Исаака, 1401 Национальный музей Барджелло, Флоренция

Определение победителя

Итак, кто же победил в конкурсе и почему?
s chego nachinayetsya vozrozhdeniye
Первым делом комиссия ожидаемо избирает соотечественников, Гиберти и Брунеллески, ведь местный патриотизм — ключевая черта флорентийцев.

Вазари пишет, что победы были достойны обе работы, но Брунеллески уступил, признав что работа Гиберти выполнена с большим мастерством. Однако из воспоминаний самого Гиберти следует, что именно он один одержал решительную победу, и что была она заслужена и досталась ему с огромным трудом и к его величайшей радости.

Антонио Манетти, биограф Брунеллески, и вовсе сводит конкурс к противостоянию двух мастеров, рассказывает, что весь город разделился на два лагеря, и что Гиберти получил заказ только хитростью и интригами.
Как бы там ни было, победа Гиберти в конкурсе очевидна: именно он получает заказ, подписывает контракт и выполняет его. Однако, тот факт, что из всех конкурсных работ сохранился и рельеф Брунеллески, говорит о том, что он тоже был отмечен. Работы других участников, скорее всего, были переплавлены и послужили материалом для работы над самим заказом.

Ценность бронзы — одна из причин победы Гиберти. Плитка Брунеллески была тяжелее, а, значит, дороже, при том, что проект и без того стоил огромных денег.

Но главное: техникой Гиберти превосходит Брунеллески. Всю историю с многочисленными утонченными деталями он отливает из одной формы. Брунеллески, напротив, отдельно создает фигуры и составные части истории, размещая их в пространстве четырехлистника, и в этом смысле его работа уступает Гиберти. Однако новшества Брунеллески, его стремление найти новые способы организации пространства, его наблюдения за реальной жизнью были поняты и приняты.
s chego nachinayetsya vozrozhdeniye
Конкурс показателен и потому, что и Гиберти, и Брунеллески цитируют образцы античной скульптуры. Но как по-разному они это делают! Античность у Гиберти словно растворяется в его замысле, служит его позднеготической манере, позволяет сделать фигуру Исаака еще более утонченной.

Тогда как для Брунеллески античность — это образец прекрасного, на основе которого строится его новое видение. То самое видение, которое позволит ему стать ключевой фигурой эпохи Возрождения.
s chego nachinayetsya vozrozhdeniye
s chego nachinayetsya vozrozhdeniye

Значение Конкурса 1401 года

Избрав Гиберти, комиссия проявила осторожность, доверив работу более искусному и подготовленному мастеру. Отметив же Брунеллески комиссия поступила дальновидно и сумела разглядеть в пусть и несовершенной работе новые идеи. И, конечно, отдавая предпочтение молодым мастерам, комиссия проявила смелость, справедливо полагая, что за ними будущее.
Конкурс 1401 года представил городу двух мастеров, ровесников с противоположными взглядами на искусство.
Спустя несколько лет результатом стало сложение двух мастерских: одну возглавлял Гиберти при создании ворот Баптистерия, другую — Брунеллески при возведении купола Собора. На десятилетия эти мастерские стали крупнейшими художественными центрами города.
Особую символическую значимость конкурс приобрел во второй половине XV века. Уже новое поколение людей Возрождения, оглядываясь назад, нашло в нем точку отсчета, необходимую для сотворения мифа о новой Флоренции, где расцвело новое искусство.

Искусствоведы и историки обратили внимание на конкурс 1401 года в XIX веке, тогда он окончательно укрепился как подтверждение того времени, когда старый стиль сосуществовал с нарождающимися идеями нового мира.

В наши дни рельефы Гиберти и Брунеллески по-прежнему во Флоренции, они выставлены вместе в зале музея Барджелло. Их по-прежнему сравнивают, всматриваются в них, будто пытаясь увидеть, как из этих искр разгорелось пламя, и начался самый значительный период в истории западноевропейского искусства.
s chego nachinayetsya vozrozhdeniye

Судьба участников Конкурса

Творческая судьба финалистов сложилась удачно.
Лоренцо Гиберти получил заказ и создал Северные ворота. По мнению заказчиков он настолько превзошел первые ворота Андреа Пизано, что было решено заказать ему и третьи. Гиберти создаст редкий шедевр, Восточные ворота баптистерия Сан-Джованни, с легкой руки Микеланджело их называют Вратами Рая.
s chego nachinayetsya vozrozhdeniye
Филиппо Брунеллески не стал победителем.
Но именно в «Жертвоприношении Исаака» можно разглядеть семена его будущего триумфа. После поражения он отказывается от предложения работать над воротами по проекту и под началом Лоренцо Гиберти.
Его будущие свершения будут столь значительными, что восхищенные современники скажут о нем: «Он проиграл сражение, но выиграл войну».

s chego nachinayetsya vozrozhdeniye
© Махмудова Р. М., текст, оформление, 2019−2022

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Это интересно:

Узнайте, что еще полезного есть на этом сайте
все для вашего путешествия
изучайте онлайн
афиша и билеты
авторские украшения и не только