ГЛАВНАЯ / ИСКУССТВО / БЕАТО АНДЖЕЛИКО В МОНАСТЫРЕ САН-МАРКО

Беато Анджелико в монастыре Сан-Марко

блаженный покровитель художников
К середине тридцатых годов XV века Беато Анджелико становится самым востребованным и знаменитым живописцем Флоренции. И его самые значительные произведения созданы по заказу семьи Медичи. Козимо стал главным покровителем Анджелико, он искренне любил художника и за его талант, и за его благочестие.
Содержание

Новые алтари Беато Анджелико

Одним из первых алтарей прямоугольного формата считается алтарь Анналена работы Беато Анджелико.
maestro andzheliko
Беато Анджелико — алтарь Анналена, 1435, музей Сан-Марко, Флоренция
Алтарь Анналена — яркий пример узнаваемой манеры Анджелико.
Здесь и залитое светом пространство, и объемные фигуры, и жизнерадостные сияющие краски.

Об архаичной форме напоминает лишь архитектурная конструкция. А вот фигуры святого Петра Мученика и святого Франциска, что обрамляют сцену, будто сделали шаг вперед и разрушили традиционную для средневекового алтаря простую последовательность персонажей.

Заказчиком произведения с высокой долей вероятности был Козимо Медичи.
Алтарь Анналена относится к 1435 году. Уже год как закончилось изгнание, и Козимо, фактический властелин Флоренции, оказывает покровительство лучшим мастерам, среди которых был и Анджелико.
На причастность Козимо к этой работе указывает и выбор персонажей, покровителей семьи Медичи: Иоанна Евангелиста, Святого Лаврентия, Святых Косьмы и Дамиана.
maestro andzheliko
Беато Анджелико — алтарь Анналена, 1435, музей Сан-Марко, Флоренция
Снятие с креста — еще один важный алтарный образ для понимания искусства Беато Анджелико.
В сороковых годах XV века он окончательно переходит на прямоугольные алтари, но в данном случае архаичная форма в золоченой раме имеет свою историю.

К Анджелико обращается Палла Строцци и заказывает художнику алтарный образ «Снятие с креста» для сакристии церкви Святой Троицы. Ранее он обращался к художнику Лоренцо Монако, но тот оставил алтарь незаконченным. Так, для работы Анджелико достается архаичная форма в богатом обрамлении с незавершенной работой: до него были расписаны треугольные завершения и боковые пилястры в старой позднеготической манере.

То, что разворачивается перед зрителем — настоящая новизна и тот самый новый, набирающий силу, художественный язык раннего флорентийского Возрождения.
Анджелико владеет перспективой, создает объемные фигуры, а его краски подобны субстанции, источающей свет.
maestro andzheliko
Беато Анджелико — Снятие с креста, алтарь Святой Троицы, ок. 1440, музей Сан-Марко, Флоренция
Необычная диагональная композиция, весенние солнечные цвета и залитый светом пейзаж лишают драматизма эту трагическую сцену и придают ей настроение душевного подъема.

Важно, что в этой же церкви располагается фамильная капелла семьи Строцци, которую украшает созданный ранее алтарь «Поклонение волхвов» работы Джентиле да Фабриано (сейчас в галерее Уффици). Этот шедевр, без сомнения, привлекает и вдохновляет Анджелико, работающего неподалеку.
Беато Анджелико - Снятие с креста, алтарь Святой Троицы, ок. 1440, музей Сан-Марко, Флоренция
Джентиле да Фабриано - Поклонение Волхвов, алтарь Строцци, 1423, галерея Уффици, Флоренция
В 1439 году Козимо Медичи заказывает алтарь для церкви Сан-Марко, который станет лучшим в творчестве Беато Анджелико.

Сегодня от алтаря Сан-Марко осталась лишь слабая тень былой красоты и великолепия: работа была сильно повреждена неудачными реставрациями прошлых веков. Кроме того, была утрачена оригинальная рама, а составные части алтаря рассеяны по разным музеям мира.

В райском саду на золотом троне мы видим Мадонну с младенцем в окружении ангелов и святых. Расшитый занавес становится фоном для изображения персонажей. Справа сгруппированы святые доминиканского ордена: Святой Доминик, Петр Мученик и Фома Аквинский. Слева — святые, связанные с Медичи: Иоанн Евангелист и Святой Марк, патрон церкви, для которой предназначался алтарь, а также покровитель семьи Святой Лаврентий и личные святые Козимо, Косьма и Дамиан, преклонившие колени перед Мадонной с младенцем.

Обратите внимание на значимую деталь: на зрителя смотрят Святой Лаврентий и Святой Козьма. Они создают эффект, о котором писал Леон Баттиста Альберти в своем трактате о живописи «De Pictura»: хотя бы один персонаж должен быть обращен к верующему, приглашая к соучастию и молитве. Тут же на коленях изображен Святой Дамиан, показывая пример благочестия.

Впереди у Беато Анджелико работа над самым важным заказом от Козимо Медичи.
maestro andzheliko
Беато Анджелико — алтарь Сан-Марко, 1439−1442, музей Сан-Марко, Флоренция

Светлый монастырь Сан-Марко

В 1436 году Козимо Медичи передает флорентийский монастырь Сан-Марко ордену доминиканцев. Являясь попечителем монастыря, он задумывает масштабную перестройку. Сегодня монастырь Сан-Марко — это светлый и возвышенный музей, ведь здесь собрана большая часть художественного наследия Беато Анджелико.
maestro andzheliko
Микелоццо ди Бартоломео — монастырь Сан-Марко, 1436−1452, Флоренция
Так, с 1436 года начинается модернизация комплекса Сан-Марко, который включает и здание монастыря, и церковь. Работы, разумеется, спонсирует банк Медичи.
Во главе строительных работ Козимо ставит Микелоццо, своего личного архитектора, который создает необычайно светлое и размеренное пространство в полном согласии с видением Филиппо Брунеллески.
Строительство закончится лишь в 1452 году, но уже начиная с сороковых годов XV века масштабными работами по декорированию помещений Сан-Марко занимается столь ценимый Козимо Беато Анджелико.
maestro andzheliko
О подобном заказе мог мечтать любой художник.
Это была значимая, дорогая и масштабная работа. Фресковой росписи подлежали помещения монастыря и внутренний дворик на первом этаже, а также монашеские кельи на втором.

Беато Анджелико был одним из немногих художников своего времени, способных гарантированно выполнить такой заказ. Ведь Анджелико — не только смиренный художник в монашеской рясе, но и крупная фигура в художественной жизни Флоренции. У него своя мастерская, партнеры, многочисленные помощники и ученики. Крайне важно, что Анджелико умел организовывать работу над крупными заказами, что высоко ценили меценаты вроде Козимо Медичи.

Именно организаторские способности и первоклассное качество живописи работников его мастерской позволило Анджелико не только в срок закончить фрески Сан-Марко, но и одновременно работать в Риме для самого Папы.
Фрески Беато Анджелико в монастыре Сан-Марко необыкновенно примечательны. Это редкий пример живописи, не заявляющей о богатстве заказчика, но соответствующей месту назначения и созданной для человека. В данном случае, для монаха-доминиканца.

Вся живопись в Сан-Марко строго религиозна и связана с доминиканским орденом. К примеру, «Распятие со святым Домиником» — одна из фресок монастырского дворика. Доминик, основатель ордена и один из самых почитаемых святых в этих стенах, изображен у ног распятого Христа. И лицо, и фигура святого необычайно сострадательна и уместна. Доминик словно показывает братьям по вере пример скромности, воздержания и благочестия.

А вот Святой Петр Мученик, еще один доминиканский святой. Своим жестом он напоминает о необходимости соблюдать тишину в храме.
Беато Анджелико - Распятие со Святым Домиником, ок. 1440-1450, музей Сан-Марко, Флоренция
Беато Анджелико - Святой Петр Мученик, ок. 1440-1450, музей Сан-Марко, Флоренция
На втором этаже располагались сорок четыре кельи монахов, соединенные общим коридором. Каждая келья и сам коридор украшены фресками Беато Анджелико и художников его мастерской.

Благовещение

Благовещение — излюбленный сюжет художника.
Первое, что бросается в глаза — свет и знаменитые краски Анджелико. Свет будто заменяет традиционную голубку, изображаемую в сцене Благовещения, а сияние цвета придает сцене торжественный характер.

Обратите внимание, слева, сложив руки в молитвенном жесте, наблюдает за сценой доминиканский святой. Он погружен в созерцание и словно приглашает к поклонению.
Представьте себе монаха, что проводит свои дни в этой келье. Его жизнь проходит в уединении и тихой молитве. И эта фреска — единственное украшение его комнаты. Она призвана помочь ему в размышлениях и медитации. И особую роль в ней играет доминиканский святой: он собрат по вере этому монаху, у них одинаковая одежда и жизненный уклад, одни и те же ориентиры и взгляды.
Анджелико, который также был монахом-доминиканцем и жил в этом монастыре, пока расписывал его, создает живопись, цель которой — поддерживать монаха на избранном пути.

Особое значение имеет и место, выбранное для фрески, на стене рядом с окном. Создается иллюзия двух порталов: окна в мир земной и фрески в мир духовный. Cветлый фон фрески дополнительно словно углубляет стену, мистическим образом расширяет пространство кельи, увлекая за собой.
maestro andzheliko

Поклонение волхвов

Одна из келий предназначалась Козимо Медичи, попечителю и спонсору монастыря.
Здесь он мог в любое время уединиться и, забыв об управлении Флоренцией и о семейном банке, провести время в размышлениях и молитве. Его келья была украшена сценой Поклонения волхвов.

Это самый важный сюжет и для семьи Медичи, и для крупных банкиров Флоренции. «Поклонение волхвов» считалось благодарностью младенцу, родившемуся в нищете от сильных мира сего. Ростовщики и банкиры верили в возможность спасения для тех, кто, будучи наделен огромным богатством, употребляет его на дела, угодные Богу.
maestro andzheliko
Беато Анджелико — Поклонение волхвов, ок. 1440−1450, музей Сан-Марко, Флоренция

Осмеяние Христа

Необычна фреска «Осмеяние Христа», большую часть которой занимает фигура Спасителя с завязанными глазами. Рядом с ним символически изображены его испытания: голова, плюющая в него, руки бьющие его, палки, прижимающие к нему терновый венец. Подобная иконография встречается нечасто, но все же традиционна.

Наибольший интерес представляют фигуры на первом плане: спиной к Иисусу Христу сидят Дева Мария и Святой Доминик, основатель ордена. Они погружены в медитацию, особое значение имеют их жесты: в доминиканской молитвенной практике они означают глубокое размышление. Святой Доминик подает пример того, как следует молиться. Он держит перед собой книгу, и создается впечатление, будто он только что прочел строки об осмеянии Христа и теперь медитирует, представляя эту сцену в своем воображении.

Зритель видит Осмеяние так, как если бы оно возникло в мыслях Святого Доминика. Для монаха, живущего в келье, эта фреска — и наглядная иллюстрация того, к чему важно стремиться в традиционной для доминиканцев тихой молитве, и помощь в том, как надлежит представлять себе эту драматичную сцену.
maestro andzheliko
Беато Анджелико — Осмеяние Христа, ок. 1440−1450, музей Сан-Марко, Флоренция

Преображение

«Преображение» — самая важная фреска в Сан-Марко. Она — квинтэссенция светлого искусства Беато Анджелико.

Перед нами сияющая и торжественная сцена: Иисус Христос являет ученикам свою божественную сущность. Величественная фигура Спасителя создана светом, свет пронизывает всю фреску, ослепляет и повергает в изумление склонившихся перед ним апостолов.
maestro andzheliko
Беато Анджелико — Преображение, ок. 1440−1450, музей Сан-Марко, Флоренция
Фрески Сан-Марко стали вершиной в творчестве Беато Анджелико.
Он начинает как миниатюрист, работает с золотом и создает произведения, заявляющие о богатстве и могуществе заказчика.

Фрески зрелого художника выполнены в строгой манере, лишенной декоративности. Они наполнены мистическим светом, который озаряет не только персонажей, но и монашеские кельи, и сердца всякого, кто смотрит на них, словно свет этот божественного происхождения.
maestro andzheliko

Смерть и наследие
Беато Анджелико

В 1452 году Беато Анджелико снова едет в Рим, где и умрет три года спустя. Он будет похоронен в церкви Санта-Мария сопра Минерва, а в 1984 году будет причислен к лику блаженных.
Сегодня Беато Анджелико — святой покровитель всех живописцев.
maestro andzheliko
Беато Анджелико — Мадонна теней, ок. 1440−1450, музей Сан-Марко, Флоренция
«Он чуждался всех мирских дел и, живя чисто и свято, настолько был другом бедных, насколько я убежден, что ныне душа его пребывает на небесах. Он постоянно упражнялся в живописи и никогда не пожелал написать что-либо иначе, как во славу святых. Он мог быть богатым, но об этом не заботился; мало того, он часто говорил, что истинное богатство — не что иное, как довольство малым. Он мог повелевать многими, но этого не хотел, говоря, что в повиновении другим меньше забот и заблуждений. От него зависело иметь высокие почести в своем ордене и вне его, но он этому не придавал значения, уверяя, что не стремится к иной почести, как к стремлению избегнуть адских мук и приблизиться к райскому блаженству.

Всякому, кто заказывал ему вещь, он отвечал необычайно ласково, что он сначала испросит согласия у своего настоятеля и потом непременно исполнит заказ. Вообще говоря, этот святой отец, слава которого никогда не достигала его заслуг, был в делах и рассуждениях своих человеком смиреннейшим и кротким, а в картинах своих — легким и благочестивым, и святые, написанные им, имеют больше вид и подобие святых, чем у кого-либо из других художников. Он имел обыкновение никогда не исправлять и не переписывать своих картин, но всегда оставлял их такими, какими они вылились у него с первого раза, считая (как он говорил), что такова была воля Божья. Некоторые утверждают, что брат Джованни никогда не брался за кисти, предварительно не помолившись. Всякий раз, как он писал Распятие, ланиты его обливались слезами: недаром в ликах и положениях его фигур обнаруживается доброта его искренней и великой души, всецело преданной христианской религии».
maestro andzheliko
Джорджо Вазари
«Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»
И невозможно не упомянуть строки, которые поэт Николай Гумилев посвятил художнику:
maestro andzheliko
© Махмудова Р. М., текст, оформление, 2019
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Понравилась статья?
Поделитесь мнением, задайте вопрос, расскажите о ней друзьям!