Европа накануне
Возрождения


Интернациональная готика
На пороге Возрождения Италию, точнее города-государства, находящиеся на ее территории, невозможно рассматривать в отрыве от того, что происходило в других европейских странах.
За несколько десятилетий до Возрождения, примерно с семидесятых годов XIV века, вся Европа говорит на одном художественном языке.
От Англии до Сицилии, от Богемии до Каталонии, от Неаполя до Парижа — изобразительное искусство движется в одном направлении.
Содержание

Какой стиль господствовал в Европе на заре Возрождения?

Поздняя версия готики, вобравшая в себя лучшие черты этого стиля, переживает свою «осеннюю фазу». Это направление известно и как интернациональная готика, и как сладостный (ит. dolce) придворный стиль.
Мастера создавали свои живописные, скульптурные и архитектурные произведения для самых блестящих дворов Европы.
Они постоянно перемещались по разным городам в поисках идей и заказов, и вместе с их путешествиями распространялись и традиции позднеготического стиля.
Так именно универсальность европейского искусства и интернациональность господствующего стиля в большей степени характеризуют западноевропейскую культуру перед началом эпохи Возрождения.
Это было необыкновенно возвышенное и аристократичное искусство, доступное лишь тем, кто находился на вершине феодального мира.
Поздняя готика не ставила себе целью отобразить реальность, напротив, она была призвана услаждать глаз и напоминать о красоте божественного.

Действительность при этом была далека от совершенства: Европа, терзаемая междоусобицами и изнывающая под церковным и феодальным гнетом, нуждалась в обновлении.
Рост городов приводил к росту влияния ремесленников, торговцев, банкиров и к образованию нового социального класса, представители которого отвергали жесткие иерархические рамки, навязанные феодальной и церковной культурой.

Во дворцах же царили изящество и красота старого мира. Правители ценили искусство, которое позволяло воспарить к небесам и укрыться от реальности в мире сказок и фантазий.
Аристократы владели замками, вели праздную жизнь, занимались охотой и турнирами, соблюдали моду и кичились своей знатностью, коллекционировали драгоценности и изящные вещицы.
В почете было все красивое, элегантное и изысканное. В искусстве они желали видеть идеализированное отражение собственного быта в ореоле рыцарской романтики.
internatsionalnaya gotika v italii

Поздняя готика в архитектуре

В архитектуре этот стиль известен как «пламенеющая готика».
Европейские готические соборы позволяют понять и почувствовать, каким было Средневековье.

Суровые, невесомые громадины из резного камня, устремленные в небо своими колючими башнями, они напоминали сказочных чудовищ, а их каменные розы, крестоцветия и причудливые узоры были похожи на невиданные растения.
Внутри соборов царил величественный полумрак, солнечный свет скрывали искусные витражи, отбрасывая лишь кроваво-красные и сине-фиолетовые зловещие тени.

Готические храмы потрясали, пугали, отрицали все мирское, оставляя лишь смутную надежду на прекрасную жизнь после смерти, но лишь для того, кто истинно верует.
Сюда приходили в поисках утешения, а уходили подавленные мыслями о ничтожности земной жизни.
Интересно, что в Италию готические формы проникают в XIII веке преимущественно из соседней Франции. При этом итальянцы не принимают готическую архитектуру в чистом виде, этот стиль остается чужеродным и непонятым. Упрощенная и стилистически переосмысленная итальянская пламенеющая готика — это Миланский собор и, пожалуй, палаццо Дукале в Венеции, если говорить о светской архитектуре.

Поздняя готика в скульптуре

Важно, что готическая культура почти не нашла своего отражения в скульптуре. После блистательного прошлого времен Древнего Рима, в Средние века скульптура была лишь частью, украшением архитектуры: ворот, дверей и кафедр. Ее словно запирали в тесных нишах, не давали пространства и лишали свободы. Скульптуры того времени — сплошь возносящиеся к небесам святые и мученики с изможденными лицами, в каменных одеждах с бесчисленными складками, прикрывающими эфемерные, словно и вовсе не существующие тела.
И как же все изменится лишь несколько десятилетий спустя!
internatsionalnaya gotika v italii

Поздняя готика в живописи

Наиболее прочно традиции поздней готики продержались в живописи. Старый придворный стиль отличает череда ярких и характерных особенностей:

1. Роскошь и декоративность

Первая особенность: этот стиль отличает чрезмерная, почти византийская роскошь и ювелирная декоративность.
Золотой фон, изображение богатых тканей, сияющие краски, резные рамы — все это интернациональная позднеготическая манера.

Роскошь и избыточность используются для того, чтобы лишний раз подчеркнуть, что сладостный стиль доступен лишь избранным, он аристократичен и рафинирован.
Святые здесь напоминают рыцарей или принцев, Мадонна предстает в образе царицы на троне, а на руках у нее, кажется, не младенец Иисус Христос, а наследный принц.

2. Природа

Особое внимание уделяется природе.
Художники кропотливо и старательно прорисовывают детали, увеличивая декоративный эффект.

3. Витиеватость линий

Причудливая витиеватость линий — одна из самых ярких особенностей позднеготической живописи. Особенно она проявляется в изображении одежды.

Ритмично струящиеся драпировки не столько скрывают наготу персонажей, сколько подчеркивают их воздушность и бестелесность. Ведь перед нами лишь символы, бесплотные тени, принадлежащие прекрасному небесному миру.

4. Абстрактность в изображении человека

Крайне важно, что позднеготические персонажи абстрактны, их эмоции нереалистичны, а также не имеют значения ни пропорции тел, ни светотеневые эффекты.

5. Пространство

И, наконец, мастера интернациональной готики не ставили перед собой задачу передать глубину пространства и соразмерность фигур.

Взгляните на «Видение святого Евстахия» работы Пизанелло. Какое внимание художник придает костюму святого и роскошной сбруе его лошади и как наивна и несовершенна при этом сцена в лесу.

Именно с изменением в передаче глубины будет связан качественный прорыв в живописи эпохи Возрождения.
internatsionalnaya gotika v italii
Пизанелло — Видение Святого Евстахия, 1436−1438, Национальная галерея, Лондон
Главными художниками позднеготической манеры в Италии стали
Джентиле да Фабриано и Пизанелло.

Джентиле да Фабриано:
сказки и фантазии

Джентиле да Фабриано — самая яркая звезда уходящего стиля.
Джентиле родился примерно в 1375 году в городке Фабриано в центральной Италии в семье торговца тканями.

Свои первые живописные работы он создавал для купцов. Представители нового социального класса доверяли и высоко ценили талант юного Джентиле.
Одной из первых его работ стала «Мадонна со святым Николаем и святой Екатериной». Уже в ранней живописи Джентиле присутствуют самые важные составляющие позднеготической манеры.

Это и архаичный золотой фон, и декоративность, и отсутствие глубины пространства, и витиеватость линий одежд мадонны и святой Екатерины. Персонажи Джентиле абстрактны и не проявляют реалистичные человеческие эмоции.

Еще одна составляющая старого стиля — несоразмерность фигур. На коленях слева изображен заказчик, который по канонам старого времени и не должен приравниваться к главным персонажам. Ведь это время религии, и человек занимал в нем далеко не центральное место.

При этом интересно, что в картине «Мадонна со святым Николаем и святой Екатериной» присутствует своего рода рекламная информация: у ног заказчика можно увидеть эмблему или, как бы сказали в наше время, логотип его торгового предприятия.
internatsionalnaya gotika v italii
Джентиле да Фабриано — Мадонна с младенцем, Святым Николаем и Святой Екатериной, 1395−1400, Пинакотека Брера, Милан
С 1405 по 1410 год Джентиле работает в Венеции. Этот период стал самым важным для формирования уникального стиля художника.

Традиции венецианской живописной школы с ее византийской роскошью и вниманием к деталям удивительным образом соединились с ювелирной тонкостью миниатюриста, которой обладал Джентиле и с мягкой сентиментальностью, характерной для живописи центральной Италии.
internatsionalnaya gotika v italii
Джентиле да Фабриано — полиптих Валле Ромита, 1410, пинакотека Брера, Милан
Вскоре Джентиле становится самым востребованным и дорогим живописцем. Произведение, заказанное у Джентиле, — самое красноречивое свидетельство богатства и высокого социального положения заказчика.

В 1421 году Джентиле да Фабриано прибывает во Флоренцию. Через два года к нему обращается богатейший флорентиец Палла Строцци и заказывает алтарный образ для семейной капеллы в церкви Святой Троицы за баснословную цену.

Палла Строцци — человек нового времени и гуманист, он собирал произведения античности, ценил вольнодумцев и покровительствовал революционерам в искусстве, приглашал во Флоренцию преподавателей греческого языка, предоставляя возможность флорентийским юношам обучаться и приобщаться к наследию древности.

Так почему же такой передовой и просвещенный человек как Палла Строцци выбирает художника, работающего в старом стиле?
Ответ прост: поэтическое искусство Джентиле обладало неотразимым очарованием для всех без исключения.
internatsionalnaya gotika v italii
Джентиле да Фабриано — Поклонение Волхвов, алтарь Строцци, 1423, галерея Уффици, Флоренция
Джентиле создает шедевр, который по праву считается лучшим образцом старого стиля, элегантного и рафинированного.
Центральной частью Алтаря Строцци становится сцена Поклонения волхвов.

Согласно Евангелию от Матфея, на небе вспыхнула яркая звезда, которая привела к новорожденному Иисусу волхвов с востока.
Три восточных короля прибыли в Вифлеем поклониться младенцу и поднести дары: золото (дар королю), ладан (дар священнику) и смирну или мирро (дар тому, кто должен умереть: ведь мирро использовалось для подготовки тела к погребению).

Джентиле изображает евангельскую сцену не совсем обычным образом. На фоне дивного пейзажа и роскошного кортежа перед нами яркая и праздничная толпа.

Сцена, представленная художником, напоминает о рыцарских романах, о блестящих придворных и о феодальных замках. Здесь и принцы, и слуги, и прекрасные дамы, и чужеземцы в восточных одеждах, и сцены соколиной охоты, и диковинные животные, вроде гепардов, львов, обезьян.
internatsionalnaya gotika v italii
«Поклонение волхвов» Джентиле да Фабриано напоминает шкатулку с драгоценностями, расписанную сияющими красками, золотом и серебром: здесь и обилие изящных деталей, и роскошь восточных тканей, и великолепие даров… художник использует евангельский сюжет для демонстрации богатства заказчика.

К слову, сам заказчик, Палла Строцци, стоящий за молодым королем, внимательно наблюдает за зрителем.

Джентиле да Фабриано создает произведение, наполненное деталями, которые требуют от художника подлинного мастерства. Важно, что старый стиль — вовсе не означает «несовершенный». Напротив, поздняя готика предполагает тонкость рисунка, внимание к деталям и почти ювелирную точность.
internatsionalnaya gotika v italii
Джентиле да Фабриано — Поклонение Волхвов, алтарь Строцци, 1423, галерея Уффици, Флоренция
Удивительно: Джентиле живет и работает во Флоренции двадцатых годов XV века. В этот же самый момент Брунеллески, Донателло и Мазаччо закладывают основы Возрождения. И эти два разных мира уживаются в одном времени и пространстве.
В искусстве Джентиле да Фабриано, кажется есть все, но нет главного флорентийского открытия того времени — глубины и цельности композиции.

Джентиле да Фабриано стал певцом придворного позднеготического стиля во всем его блеске. Он до конца жизни оставался верен своей манере: его не интересовала ни реалистичность персонажей, ни перспектива.
«В живописи его рука была подобна его имени».
Микеланджело
Gentile в переводе с итальянского означает любезный, мягкий, деликатный.
internatsionalnaya gotika v italii
Джентиле да Фабриано — Спасение корабля в шторм, полиптих Кваратези, 1425, пинакотека Ватикана

Пизанелло — рыцарь старого мира

Учеником, другом и помощником Джентиле был Пизанелло. Еще один художник, сумевший сохранить свое видение и вдохновение в то время, когда вся Италия уже была во власти Возрождения.
Антонио Пизано по прозвищу Пизанелло родился примерно в 1390 году предположительно в городе Пиза. В юном возрасте он переехал в Верону, где начал заниматься живописью.
В начале XV века именно Верона, а не соседняя Венеция считалась культурным центром области Венето.
Пизанелло был одним из тех неутомимых художников, что много путешествовали, изучали изобразительные традиции самых разных городов и обогащали свою манеру.
Он работал для самых блестящих дворов Италии: в Вероне, в Венеции, в Мантуе, в Ферраре, в Риме и во Флоренции.
К сожалению, до наших дней дошли всего несколько работ этого художника, большая часть из которых пребывает в полуразрушенном состоянии. Были утрачены шедевры, созданные совместно с Джентиле да Фабриано: роспись в палаццо Дукале в Венеции и фрески собора Сан-Джованни Латерано в Риме.
Незавершенной осталась роспись во дворце герцогов Гонзага в Мантуе, сюжетом для масштабной работы стали сцены из рыцарских романов в старом стиле.
internatsionalnaya gotika v italii
Пизанелло - Сцена турнира, 40-е годы XV века, палаццо Дукале, Мантуя
Самая известная из сохранившихся работ Пизанелло — фреска в соборе Святой Анастасии в Вероне. В период с 1433 по 1435 год художник расписал наружную стену капеллы семьи Пеллегрини.

Высоко над аркой капеллы изображено, как святой Георгий, убив дракона, освобождает королевскую дочь, которую мы видим около святого в длинном одеянии по моде тех времен, а сам святой Георгий, рыцарь, облаченный в латы, собирается вскочить на лошадь.
«Невозможно не испытывать безграничного удивления, более того, потрясения, смотря на эту вещь, написанную с исключительным знанием рисунка, изяществом и вкусом».
Джорджо Вазари
Сегодня фреска капеллы Пеллегрини находится в плачевном состоянии и ничего нельзя сказать о том, как Пизанелло работал с цветом и красками, но детали рисунка, кажется, можно рассматривать бесконечно.
internatsionalnaya gotika v italii
Пизанелло — Святой Георгий, капелла Пеллегрини, 1433−1435, церковь Св. Анастасии, Верона
Вся сцена проникнута грустной и лиричной атмосферой уходящего феодального мира. Пизанелло и сам принадлежал этому миру, он, как никто другой, знал и любил его, чувствовал его красоту. Но мир этот менялся на его глазах, а он, очарованный, как мог продлевал ему жизнь.

Осень Средневековья представлялась художнику прекрасной и романтичной. Здесь и сказочная кружевная готическая архитектура, и сцена охоты, и придворная дама, одетая по последней моде, и благородный рыцарь. Сочетание фантазии, декоративности, наблюдательности и натурализма — неоспоримые достоинства манеры Пизанелло.
internatsionalnaya gotika v italii
Пизанелло — Святой Георгий, капелла Пеллегрини, 1433−1435, церковь Св. Анастасии, Верона
Не чужд Пизанелло и безжалостный реализм: посреди элегантной истории о рыцаре есть место средневековой жестокости. Сохранились подготовительные рисунки и свидетельства, что художник несколько раз выезжал за городские ворота, смотреть на повешенных и делать зарисовки.

Важно также отметить, принадлежность Пизанелло к старой школе характерна и тем, что ни разу за свою долгую карьеру он так и не применил законы перспективы для создания глубины пространства.
Словно боясь пустоты, он с тонкостью ювелира перечислял бесчисленные драгоценные детали, стараясь уместить их в тесном пространстве.
Особенно любил Пизанелло изображать животных. И в сценах охоты его талант проявляется особенно ярко. Стоит только взглянуть на то, как он изображает лошадей, и не остается сомнений: старый стиль не был наивен или примитивен, напротив, он требовал от художника подлинного мастерства.
internatsionalnaya gotika v italii internatsionalnaya gotika v italii
Пизанелло стал необычайно знаменит и популярен благодаря своему невероятному рисунку. Его наблюдательность удивительна, она сближает его манеру с гением Леонардо да Винчи. Но если Леонардо стремился постичь природу вещей, вжиться вглубь увиденного, то наблюдения Пизанелло равнодушны и лишены чувствительности, он лишь отстраненно и прилежно фиксировал происходящее.

Удивительно, но находясь в эпицентре Возрождения этот тардоготический художник был на пике популярности. Ни набирающее силу новое видение, ни новое поколение художников, ни меняющиеся вкусы заказчиков не могли этого изменить. И тогда начинает меняться сам Пизанелло.
internatsionalnaya gotika v italii
Пизанелло — редкий пример художника, который оставался верен старому стилю, но при этом ярко проявил себя в новом.
Искусство Древней Греции и Древнего Рима вдохновляло скульпторов и художников раннего Возрождения, проникся традициями античности и Пизанелло.

В Риме он изучает наследие древней цивилизации и обращается к медальерному искусству. Фактически утраченное со времен античности, оно стало необыкновенно востребованным у богатых и влиятельных заказчиков. Они коллекционировали античные медали, и с охотой заказывали собственные.
internatsionalnaya gotika v italii
Пизанелло - Альфонсо Арагонский, рисунок, 1448, Лувр, Париж
Первую медаль Пизанелло создал в 1438 году, и этот год стал точкой отсчета для возрожденного медальерного искусства. Ему заказывали медали король Неаполя Альфонсо Арагонский, герцог Леонелло д’Эсте, правитель Римини, Сигизмунд Пандольфо Малатеста, герцоги Сфорца, Висконти и многие другие.
internatsionalnaya gotika v italii
Пизанелло — медаль Альфонсо Арагонского, 1449, частная коллекция
Медали Пизанелло были созданы в соответствии с традиционным видением: на одной стороне помещалось изображение в профиль, на другой — аллегории, прославляющие заказчика.

К примеру, медаль Чечили Гонзага с одной стороны представляла ее портрет, с другой — ее добродетели. Так, луна, единорог и обнаженная девушка символизировали чистоту и целомудрие юной Чечилии.

Наблюдательность, синтетический стиль Пизанелло, вобравший в себя художественные традиции разных областей Италии, и превосходная техника рисунка, принесли свои плоды: Пизанелло создал десятки медалей для самых богатых, знатных и знаменитых правителей Италии, снискав великую славу.
internatsionalnaya gotika v italii
Пизанелло — медаль Чечилии Гонзага, 1447, замок Сфорцеско, Милан
В сороковых годах Пизанелло работал при блестящем дворе герцога Леонелло д’Эсте. С этим периодом связаны две работы «Портрет Леонелло д’Эсте» и «Портрет принцессы из рода д’Эсте». И это были первые портреты времен Возрождения.

Именно так, в профиль, словно на античной медали, неподвижно и торжественно, будут изображать богатых и могущественных заказчиков мастера раннего Возрождения, такие, как например Пьеро делла Франческа и Гирландайо. Перемены в портретной живописи наступят позже, и будут связаны с именами Леонардо и Рафаэля.

На перекрестке культур

Поздняя «интернациональная» готика исчезнет не сразу, в своей «осенней» фазе она будет затухать еще несколько десятилетий.
Старое искусство, изысканное, оторванное от жизни и скрытое во дворцах, было непонятно набирающим силу купцам, банкирам, ремесленникам. Они задыхались в атмосфере церковной аскезы, смирения и желали перемен.

При поддержке представителей крупной финансовой буржуазии в противовес придворному вкусу зарождается художественное обновление.
Две культуры, два принципиально разных языка изобразительного искусства вступают в диалог. И это не спор, а мирное сосуществование, взаимопроникновение двух жизненных укладов.

Разбогатевшие купцы, ремесленники и банкиры с удовольствием перенимали аристократическую моду, изысканные манеры, им также нравилось окружать себя красивыми вещами, коллекционировать драгоценности и облачаться в элегантные костюмы.
Но вместе с тем новое время требовало изменений.

И если в Европе и даже на значительной территории Италии готика задержалась еще на многие десятилетия, что было связано с сильной позицией знати, то в одном процветающем городе началось нечто необычное...
internatsionalnaya gotika v italii
© Махмудова Р. М., текст, оформление, 2019
Понравилась статья?
Поделитесь мнением, задайте вопрос, расскажите о ней друзьям!