Беато Анджелико:
маэстро сияющих красок

становление и первые работы художника
Беато Анджелико стал новатором и самым ярким последователем Мазаччо, Донателло и Брунеллески. Он изменит форму алтарных образов, будет развивать приемы передачи глубины пространства и создания объемных реалистичных изображений человека.
В то же время искусство Анджелико своей религиозностью и утонченностью отсылает к поздней готике и к ушедшему Средневековью.
Содержание

Становление Беато Анджелико

Благочестивым и добродетельным был этот живописец, посвятивший свою жизнь Богу и ордену монахов-проповедников. Путь Анджелико был наполнен светом и смирением, таким же было и его искусство. Исключительно церковный мастер, он украсит своими шедеврами доминиканские церкви и монастыри центральной Италии, а также приватную капеллу самого Папы в Ватикане.
Беато Анджелико родился примерно в 1395 году в Тоскане, в маленьком городке Виккьо ди Муджелло близ Флоренции. О его семье и детстве ничего не известно.

В разное время он был известен под тремя разными именами.
Первое имя, Гвидо (или Гвидолино) ди Пьеро было дано ему при рождении.
Второе, фра (ит.: брат) Джованни да Фьезоле, было принято им в доминиканском монастыре.
Третье имя, Беато Анджелико, он получил после смерти.

Под именем Фра Беато Анджелико он стал известен всему миру. Произошло это благодаря Джорджо Вазари, так он назвал художника в своих знаменитых «Жизнеописаниях…».
Свой путь Анджелико начинает в доминиканском монастыре во Фьезоле, пригороде Флоренции.
Монастыри — давние центры традиционной живописи. Здесь художник изучает миниатюру и создает свои первые работы: иллюстрации религиозных книг.
Миниатюра — искусство, распространенное в Средние века, требует от мастера ювелирной точности и превосходной техники.
Это будет отличительной чертой всей живописи Беато Анджелико.
Одним из его учителей принято считать Лоренцо Монако, яркого представителя позднеготического стиля.
Однако Беато Анджелико не был одним из тех монахов, что часами просиживали в душных кельях над миниатюрами под светом лучины. Он был предоставлен сам себе и часто гулял по Флоренции. Анжелико мог изучать фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи, наблюдать, как Брунеллески строит купол собора Санта-Мария дель Фьоре, как создает свои скульптуры Донателло.

Он будет использовать новые знания в своей работе, соединяя ценности Возрождения и утонченную технику Средневековья.
В этом смысле искусство Беато Анджелико уникально: художник словно связывает старое и новое время. Он совсем непохож на уже известных нам Мазолино и Гиберти, те жили во времена перемен, понимали их, пытались следовать им, но все-таки остались мастерами старой школы.
maestro andzheliko
Взгляните на «Благовещение», одну из ранних иллюстраций Беато Анджелико.
Это произведение аристократично и возвышенно, при этом оно несет в себе новизну. Традиционные персонажи: Бог-Отец, Дева Мария и архангел Гавриил свободно размещаются каждый в своем пространстве и объединяются общим фоном и формой заглавной буквы R.
Отличительные особенности нового стиля — это и объем фигур, и тяжелые ниспадающие одежды, написанные в духе Мазаччо, и пронзительный голубой, а не привычный золотой фон для изображения Бога-Отца.
maestro andzheliko
Беато Анджелико — Благовещение, миниатюра, 1430−1435, музей Сан-Марко, Флоренция

Первая работа мастера

Одной из первых живописных работ Беато Анджелико стал триптих Святого Петра Мученика. Созданный 1425 году, он был предназначен для небольшой доминиканской церкви во Флоренции, сегодня триптих хранится в музее Сан-Марко.
maestro andzheliko
Беато Анджелико — триптих Святого Петра Мученика, 1425, музей Сан-Марко, Флоренция
Концепция триптиха, традиционного алтарного образа, уходит своими корнями в Средние века.
И смысловым, и композиционным центром является Мадонна на троне с младенцем Иисусом Христом. Слева направо изображены особо почитаемые святые доминиканского ордена: Святой Доминик (основатель ордена), Иоанн Креститель, Святой Петр Мученик, традиционно изображаемый с окровавленной головой, и теолог Фома Аквинский.

Ранняя живопись Беато Анджелико удивительным образом похожа и на манеру Джентиле да Фабриано, и на манеру Мазаччо.

От позднеотического Джентиле берет Анджелико лиричное настроение, утонченность, богатство, сияние красок и архаичный золотой фон. Роскошный занавес за спиной Девы Марии, позволяющий выделить нимбы Богородицы и Иисуса Христа — также наследие старого времени.

Но еще более интересно то, что Анджелико понимает и развивает идеи Мазаччо. Отсюда его стремление к созданию единого пространства внутри триптиха. Пьедестал трона выходит за пределы центральной панели и соединяет боковые части воедино. Для построения глубины пространства Анджелико разворачивает фигуры святых к центру и выстраивает их на одну линию. Сама Дева Мария также изображена в легком повороте, при этом на ее левое колено и складки плаща падает свет, моделируя объем, именно так, как это бы сделал Мазаччо, основоположник живописи эпохи Возрождения.
Триптих Святого Петра Мученика необычен и в своей верхней части.
Свободное пространство Анджелико заполняет повествовательными сценами из жизни святого. Слева изображена его проповедь, справа — мученическая смерть. Вместе они создают мистическую и глубокую религиозную атмосферу, которая станет одной из отличительных особенностей этого художника.
maestro andzheliko
Беато Анджелико — триптих Святого Петра Мученика, 1425, музей Сан-Марко, Флоренция

Беато Анджелико — монах
ордена доминиканцев

К середине 20-х годов XV века также относятся работы Беато Анджелико для монастыря Святого Доминика во Фьезоле, где художник и принял монашество.
maestro andzheliko
Монастырь Сан-Доменико, Фьезоле (изображение)

Алтарь Святого Доминика

В основе этой работы — традиционный триптих, но выглядит он необычно.
В 1501 году алтарь был модернизирован художником Лоренцо ди Креди. Он объединил части триптиха в одну картину, добавил архитектурные элементы Высокого Возрождения и роскошный балдахин над троном Девы Марии, а также заменил золотой фон пейзажем, большую часть которого занимает небо.
maestro andzheliko
Беато Анджелико — алтарь Святого Доминика, 1425−1430 церковь Сан-Доменико, Фьезоле
И нельзя вновь не вспомнить манеру Джентиле и стиль Мазаччо.
Раннего Анджелико отличает и ювелирная тонкость позднеготического миниатюриста и революционный интерес к построению пространства. Об этом говорят и конструкция трона, и ангелы, окружающие фигуру Мадонны.
maestro andzheliko

Алтарь Благовещение

Вторая работа для монастыря Сан-Доменико — алтарь Благовещение. Сегодня он экспонируется в музее Прадо.
Это один из самых важных сюжетов и для Беато Анджелико, и для Флоренции. Ведь именно этому событию посвящен кафедральный собор Санта-Мария дель Фьоре. Кроме того, цветок лилии — и символ Благовещения, и геральдический знак Флоренции.

Беато Анджелико создаст не одно Благовещение, но именно шедевр из музея Прадо иллюстрирует развитие стиля и новое видение этого художника. Анджелико увлечен построением пространства, в определенный момент ему становится тесно в традиционных рамках триптиха. Он станет первым, кто будет создавать алтарные образы прямоугольной формы, более подходящей для построения линейной перспективы.
maestro andzheliko
Беато Анджелико — алтарь Благовещение, 1430, Национальный музей Прадо, Мадрид
Несмотря на отсутствие богатых золоченых рам, Беато Анджелико сохраняет привычную композицию.
Элегантные колонны лоджии, без сомнения напоминающей об архитектуре Филиппо Брунеллески, словно разделяют изображение на три части. Так слева мы видим изгнание Адама и Евы из Рая, в центре — Архангела Гавриила и традиционную голубку, справа — Деву Марию, смиренно принимающую благую весть.

Религиозный и думающий художник, Беато Анджелико усматривает тонкую связь между изгнанием из Рая и Благовещением. Его Дева Мария — это вторая Ева, а Благовещение — возможность искупления греха первых людей.

Совсем скоро Беато Анджелико станут называть Маэстро сияющих красок. А пока в Благовещении Прадо он только начинает любоваться красотой цвета и использовать моделирующий золотой свет.

Коронование Девы Марии

Также для фьезоланского монастыря Сан-Доменико Анджелико пишет Коронование Девы Марии. Исполненный веры, он создает торжественную и светлую сцену.
На фоне ярко-голубого неба Иисус Христос, восседая на роскошном троне готической конструкции, венчает Деву Марию изящной короной. Рядом с ними ангелы-музыканты и святые. Радость и благоговение неизменно наполняет душу каждого, кто обращается к этому шедевру.

Беато Анджелико конструирует пространство особым образом: ангелы и святые образуют почтительный полукруг, внутри которого разыгрывается главная сцена, а ступени из разноцветного мрамора, ведущие к трону, словно увлекают взгляд за собой.
Кроме того, в толпе святых выделяется один персонаж, облаченный в одежды доминиканского ордена. Он обращен к зрителю, словно приглашая его присоединиться к молитве и проникнуться атмосферой торжественного события.
maestro andzheliko
Беато Анджелико — Коронование Девы Марии, 1434−1435, Лувр, Париж
В Короновании из собрания Лувра впервые столь ярко и полно раскрывается необыкновенный колористический талант Анджелико. Его краски наполнены сиянием, радостью и жизнью.
Достаточно одного взгляда на «Коронование Девы Марии» работы Лоренцо Монако, чтобы понять и то, как важны для Беато Анджелико традиции, и то, как ново и отлично его искусство.
Беато Анджелико - Коронование Девы Марии, 1434-1435, Лувр, Париж
Лоренцо Монако - Коронование Девы Марии, 1414, галерея Уффици, Флоренция

Благовещение в Кортоне

Тридцатые годы XV века — время, когда Беато Анджелико много работает для доминиканских церквей и монастырей не только во Флоренции, но и за ее пределами.
Так для церкви Сан-Доменико в Кортоне Анджелико создает еще одно Благовещение.
maestro andzheliko
Беато Анджелико — алтарь Благовещение, 1432−1434, музей Диочезано, Кортона
Эта работа — реплика более раннего Благовещения из музея Прадо.
Анджелико сохраняет композицию, но живопись становится более утонченной. Безупречна его техника, гармоничны его нежные краски.

То, как Беато Анджелико использует золото, поражает заказчиков:
  • во-первых, его алтарные образы баснословно дороги и многое говорят о богатстве и могуществе меценатов;
  • во-вторых, золото и сияние красок помогает художнику наполнить образы атмосферой таинства и величия.
Беато Анджелико - алтарь Благовещение, 1432-1434, музей Диочезано, Кортона
Беато Анджелико - алтарь Благовещение, 1430, Национальный музей Прадо, Мадрид

Табернакль Линайоли: шедевр, изумивший Флоренцию

На момент середины тридцатых годов XV века искусство Беато Анджелико считалось недостижимым, а он сам после смерти Мазаччо был известен как лучший художник Флоренции и Тосканы.
В 1433 году к Анджелико обращаются богатые и влиятельные представители гильдии Линайоли, объединяющей торговцев и производителей льняных тканей.

Они заказывают художнику роспись мраморного табернакля, да такую, чтобы, как гласит контракт, «на внутренних и внешних сторонах его использовались золото, синяя краска и серебро, самые красивые и наилучшего качества».

Денег на этот проект не жалели, и табернакль Линайоли стал своего рода итогом раннего периода творчества художника и началом его расцвета.
Табернакль из резного мрамора был выполнен по проекту Лоренцо Гиберти, создателя Восточных ворот баптистерия Сан-Джованни и нескольких скульптур для Орсанмикеле. Он представляет собой конструкцию в готическом стиле, традиционную для католических церквей того времени и устроен на манер окна или шкафчика.
Перед Анджелико стояла задача расписать внешние и внутренние поверхности табернакля. Композиция была продиктована формой, а выбор святых и сюжетов — желаниями заказчиков.

На внешних створках были изображены Святой Петр и Святой Марк, покровитель гильдии, на внутренних — Иоанн Креститель и Иоанн Богослов.
maestro andzheliko
Створки табернакля распахивались в праздничные дни, являя верующим центральный образ Мадонны с младенцем Иисусом Христом, в открытом виде напоминая привычный триптих.

Пространство центральной панели занимает Мадонна с младенцем Иисусом, по периметру окруженная дюжиной ангелов-музыкантов.

Этот торжественный и светлый образ будто наполнен свечением.
Золото уже не кажется чем-то устаревшим: традиционный фон Анжелико использует по-новому. Добавляя тени, он создает драгоценный занавес, и пространство, становится глубоким и реалистичным. К тому же богатые ткани — отсылка к заказчикам произведения.
Анджелико следует за Мазаччо и переносит святых персонажей на улицы современной Флоренции, актуализируя религиозный сюжет.
Развитие мастерства Анджелико заметно и в манере написания святых. Он работает над табернаклем с Лоренцо Гиберти, присматривается к скульптуре и наполняет изображения объемом и жизненной силой.

Особенно интересен табернакль Линайоли при сравнении с алтарем Святого Петра Мученика (первой работой мастера).
Одного взгляда достаточно, чтобы понять, какой путь проделал Анджелико: от художника-монаха, вобравшего в себя позднеготические традиции на стадии становления, до одного из самых передовых живописцев Флоренции тридцатых годов XV века.
maestro andzheliko
© Махмудова Р. М., текст, оформление, 2019
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Понравилась статья?
Поделитесь мнением, задайте вопрос, расскажите о ней друзьям!