ГЛАВНАЯ / ИСКУССТВО / ДОНАТЕЛЛО И НОВАЯ СКУЛЬПТУРА

Донателло и новая скульптура

Флоренция в первые десятилетия XV века
В начале XV века Флоренция похожа на огромную стройку: богатые цеховые объединения при поддержке синьории занимаются перестройкой и украшением общественных зданий. Среди главных проектов — ворота баптистерия Сан-Джованни, фасад собора Санта-Мария дель Фьоре, колокольня Джотто и ниши церкви Орсанмикеле. Эти старинные прекрасные постройки становятся фоном, декорацией для развития скульптуры раннего Возрождения.
Содержание

Нанни ди Банко: элегантная античность

Флорентийский скульптор Нанни ди Банко был одним из первых, кто понял величие античности и отверг традиции поздней готики в скульптуре.
В начале XV века скульптуре предстояло выйти за рамки готических ниш, перестать быть только лишь украшением фасадов, обрести вес и научиться отражать индивидуальность, идеи гуманизма и гражданские ценности. К тому же новая лаконичная и ясная архитектура Брунеллески не оставляла места для статуй, украшающих стены, ворота и окна.
И тут на первый план выходят образцы реалистичного античного искусства.
В первые десятилетия XV века юный Нанни ди Банко вместе со своим отцом участвует в декорировании фасадов собора Санта-Мария дель Фьоре.
Порта делла Мандорла — один из боковых входов, именно над его обрамлением работает Нанни и создает «Вознесение Девы Марии».
donatello novaya skulptura
Несмотря на то, что скульптура по-прежнему лишь часть архитектуры, в «Вознесении» присутствует важный момент. Скульптор не столько любуется замершими в воздухе ангелами, сколько пытается передать движение летящих фигур.
Пройдут десятилетия, и подобные мотивы станут украшением живописи Доменико Гирландайо, Сандро Боттичелли, Филиппино Липпи, Пьетро Перуджино, Пинтуриккьо и раннего Рафаэля.
Филиппино Липпи - капелла Карафа, 1488-1493, Санта-Мария спора Минерва
Пинтуриккьо - капелла Буффалини, 1482-1483, Санта-Мария ин Арачели, Рим
Пьетро Перуджино - Вознесение Девы Марии, 1500, Уффици, Флоренция
Рафаэль - Распятие, 1505, Национальная галерея, Лондон
К 1408 году относится статуя пророка Исайи работы Нанни ди Банко. В это же время его товарищ, молодой скульптор Донателло, также создает свои первые самостоятельные скульптуры для все тех же ворот Порта делла Мандорла.

Одного взгляда на статуи Нанни и Донателло достаточно, чтобы получить представление о том, как похожи эти мастера в своем желании перемен. Устремленные в будущее невысокие, но мощные фигуры, они словно сделали первый шаг из узких ниш в новое пространство. Молодые скульпторы опираются на приемы античной пластики, сочетая их с элегантностью поз и драпировок, характерных для позднеготической манеры.
donatello novaya skulptura
Но более всего новое видение Нанни ди Банко и Донателло проявилось в работах над скульптурами для старого фасада Санта-Мария дель Фьоре. В 1408 году попечители собора заказывают четыре статуи евангелистов четырем разным скульпторам.
Семь лет спустя Нанни ди Банко представляет статую Святого Луки, Донателло — Святого Иоанна Евангелиста, Никколо Ламберти — Святого Марка, а Роберто Чуффаньи — Святого Матфея. К слову сказать, вокруг последней статуи разгорелся громкий скандал: Святой Матфей работы Чуффаньи до того напоминал Святого Иоанна Донателло, что был признан плагиатом.
donatello novaya skulptura
Особенно интересны фигуры Святого Луки, Святого Иоанна и Святого Марка в сравнении. Скульптуры Донателло и Нанни — яркие образцы нового стиля. Свободные, размещенные в реальном пространстве, они на голову превосходят стесненную, утопающую в складках, архаичную статую Ламберти.

Нанни ди Банко создает настоящий шедевр: его Святой Лука величав и элегантен, его отличает свободная поза и идеальные пропорции. При этом Нанни словно остановился на полпути. Он решительно отверг наследие Средних веков, но так и не смог преодолеть очарование античности.

К несчастью Нанни ди Банко умер совсем молодым, но без его творчества невозможно представить себе развитие скульптуры раннего Возрождения.
Античной элегантности и благородству Нанни ди Банко противостоит суровая и самобытная пластика Донателло, подлинного основоположника новой скульптуры.
donatello novaya skulptura

Донателло: рождение новой скульптуры

Донателло первым воплотил в скульптуре новую гуманистическую философию, обратился к скульптурному портрету, фактически забытому со времен Древнего Рима, позволил статуе занять реальное пространство, сделать ее значимой для простых граждан Флоренции.
donatello novaya skulptura
Донато ди Никколо ди Бетто Барди родился во Флоренции в 1386 году. Его отец был чесальщиком шерсти и происходил из старинного, но небогатого флорентийского рода. Изначально Донателло получил довольно посредственное образование, но позже никогда не переставал учиться.

В истории изобразительного искусства Донателло — фигура библейских масштабов. При этом мы мало знаем о том, каким он был в жизни: не сохранились его рисунки, модели, прижизненные описания и многие важнейшие документы.

Донателло прожил долгую жизнь, наполненную трудом и размышлениями. И центральное место в этих размышлениях занимал Человек. Сильный, волевой и решительный мастер, в своем творчестве он сумел отойти от готической скульптуры, и на базе античных традиций и собственного видения создавал новое искусство. Донателло представил миру реального человека, его характер, силу и красоту. Именно он предвосхитил и вдохновил Микеланджело Буонарроти.
Юный Донателло после нескольких лет изучения античности в Риме бок о бок со своим другом Филиппо Брунеллески возвращается во Флоренцию. Несколько лет он работает под началом Лоренцо Гиберти над созданием бронзовых рельефов для северных ворот баптистерия Сан-Джованни.

Также Донателло принимает участие в создании статуй для собора Санта-Мария дель Фьоре. Одной из них стала статуя Давида. Она так понравилась представителям флорентийской Синьории, что была выкуплена и установлена в Палаццо Веккьо как символ города.
При этом Давид 1408 года — лишь начало для Донателло. В нем все еще заметны как влияние старого стиля с его непропорциональностью, так и черты античной идеализации персонажа.

Скульптуры церкви Орсанмикеле

В самом центре Флоренции на шумной улице виа Кальцайоли возвышается суровое здание, похожее на неприступную средневековую крепость, — церковь Орсанмикеле.
Церковь Орсанмикеле занимала очень важное положение на карте Флоренции XV века. Именно здесь был сосредоточен экономический центр города. Виа Кальцайоли и сегодня соединяет собор Санта Мария дель Фьоре (дом Бога) и площадь Синьории со стоящим на ней Палаццо Веккьо (дом Власти), а на середине пути символично расположился Орсанмикеле (дом Торговли).
Основанная в VII веке, церковь много раз перестраивалась, и нынешнее здание относится к XIII веку. Орсанмикеле имела огромное значение для городской жизни Флоренции: первый этаж занимала церковь, а верхняя половина здания была зернохранилищем. Попечителями Орсанмикеле были городские гильдии. Они же спонсировали работы по отделке здания.

В 1406 году синьория объявила о том, что все цеховые объединения, желающие установить в нишах фасада Орсанмикеле статуи своих святых покровителей должны сделать это в течение десяти лет, иначе они лишаются права на использование отведенной им ниши и данное право передается другому цеху.

И благодаря этому указу церковь Орсанмикеле стала настоящим музеем флорентийской скульптуры. Воспользоваться столь блестящей возможностью продемонстрировать свое богатство и значимость поспешили крупнейшие цеховые объединения, среди которых банкиры и менялы, а также изготовители сукна, льна, шерсти и шелка. Да и младшие гильдии вроде кузнецов, каменотесов, оружейников и сапожников также не желали оставаться в стороне.

Итак, представители цеховых объединений поспешили выбрать скульпторов и оплатить заказы на изготовление статуи своего небесного покровителя.
donatello novaya skulptura

Донателло — Святой Марк

В 1411 году гильдия Линайоли, объединяющая производителей и торговцев льняными тканями заказывает Донателло статую Святого Марка.
donatello novaya skulptura
В готической, богато декорированной нише размещена статуя необыкновенной новизны. Именно статую Святого Марка можно назвать первой скульптурой эпохи Возрождения. Новизна, реалистичность и величавость Святого Марка работы Донателло особенно заметна при сравнении со статуей, выполненной примерно в то же время уже известным Лоренцо Гиберти.

По заказу все той же гильдии Калимала, что доверила ему бронзовые ворота Баптистерия, он создает статую Иоанна Крестителя. Прекрасный, созданный с ювелирной тонкостью, яркий образец позднеготической скульптуры.
Донателло - Святой Марк, 1411-1413, Орсанмикеле, Флоренция
Лоренцо Гиберти - Иоанн Креститель, 1415, Орсанмикеле, Флоренция
Иоанн Креститель работы Гиберти — возвышенный святой с изящным и прекрасным лицом. Его бесчисленные бронзовые складки словно подчеркивают его бестелесность, создавая эффект парения и стремления к небесам.

Ему в каждой его части словно противостоит земной и устойчивый Святой Марк. Он пропорционален и реалистичен. Его одежда ниспадает тяжелыми немногочисленными складками, обозначая объем и телесность. Святой Марк лишен изящества, но наделен индивидуальностью. Его лицо напоминает об античных скульптурах, которые с таким вниманием и усердием изучал в Риме Донателло.
«Никогда еще не видел статуи, столь похожей на порядочного человека; если таким был Святой Марк, можно поверить и его писаниям».
Микеланджело (согласно Дж. Вазари)
Донателло - Святой Марк, 1411-1413, Орсанмикеле, Флоренция
Лоренцо Гиберти - Иоанн Креститель, 1415, Орсанмикеле, Флоренция

Нанни ди Банко — Четыре коронованных святых

Рядом с Донателло работает и его друг Нанни ди Банко. В период с 1411 по 1414 год он создает группу Четырех коронованных святых для цеха каменщиков и резчиков по дереву. Эта скульптурная группа необычайно примечательна. Она напоминает о традициях античности: именно так, к примеру, изображали собрания древних философов.

Кажется, что четыре фигуры свободно размещены в пространстве ниши, они соразмерны и реалистично сгруппированы.

Но с группой Четырех коронованных святых Нанни ди Банко связана забавная история, которую сохранил Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях…»
donatello novaya skulptura
«Когда они были закончены круглыми и стоящими отдельно один от другого и ниша была сложена, то, как ни старались, в нее входили только три статуи, ибо некоторых он изобразил с распростертыми руками. Огорчившись и отчаявшись, обратился он к Донато за советом, как исправить недосмотр.
Донато же, посмеявшись, сказал: „Если ты обещаешь заплатить за ужин для меня и всех молодчиков из моей мастерской, я готов заставить этих святых влезть в нишу без всякого затруднения“. Когда же Нанни обещал это с большой охотой, Донато на несколько дней отослал его в Прато для снятия кое-каких обмеров и для всяких других дел.

Отправив Нанни таким способом, Донато со всеми своими учениками и подмастерьями принялся за работу и стесал у этих статуй у одной плечи, а у другой руки, так что они, потеснившись, поместились в нише. Таким образом решение Донато, сочетавшего их воедино, скрыло ошибку Нанни, так что, стоя и сейчас на том же месте, они являют очевиднейшие признаки согласия и братства, и тот, кто не знает в чем дело, не замечает первоначальной ошибки.
Обнаружив по возвращении, что Донато все исправил и устранил все недочеты, Нанни был ему бесконечно благодарен и с величайшей охотой заплатил ему вместе с его учениками за ужин», — рассказывает Вазари.

Святой Георгий — первый триумф Донателло

Первый триумф Донателло связан со статуей Святого Георгия, созданного по заказу гильдии оружейников в период с 1415 по 1417 год.
donatello novaya skulptura
Святой Георгий — один из самых гармоничных и прекрасных образов в искусстве Раннего Возрождения.
donatello novaya skulptura
Покровитель оружейников предстает перед нами во всем блеске. Юный воин стоит, опираясь на щит с традиционным изображением креста. На расправленных плечах небрежно наброшенный плащ. Легкие доспехи подчеркивают его гибкое, стройное и сильное тело.

Святой Георгий Донателло — яркая индивидуальность. Он совсем непохож на устремленные ввысь средневековые статуи с отрешенными лицами.

В его глазах — сосредоточенность и вызов. Во внешнем спокойствии — огромная внутренняя энергия и готовность к бою. Он твердо стоит на земле, не отступит ни на шаг и отразит любую атаку. Перед нами герой, воин необычайной красоты и силы духа. Идеальный человек эпохи Возрождения. И, заметьте, готическая ниша старого здания не способна поглотить или заключить статую в рамки.
Вазари в восхищении писал:
«Голова его выражает красоту юности, смелость и доблесть, некий гордый и грозный порыв и изумительное движение, оживляющее камень изнутри. И, конечно, ни в одной современной скульптуре не найти столько жизни, ни в одном мраморе столько одухотворенности, сколько природа и искусство вложили в это произведение руками Донателло».

Крайне важно, что перед нами не античный герой, а настоящий флорентиец, защитник родного города. Святой Георгий принес Донателло славу поистине народного скульптора.
Его статуя не только точно соответствовала гуманистической философии, которую разделяли самые просвещенные граждане, но и прославляла героизм солдата, понятного простым флорентийцам, в жизни которых совсем недавно победой закончилась долгая война с Пизой.
donatello novaya skulptura
Этот героический образ заставляет вспомнить и о другом величайшем шедевре. Та же решимость, энергия и сила духа…
Либо дух Донато проявляется в Буонаррото, либо дух Буонарроти сам себя предвосхитил, проявившись в Донато".
Джорджо Вазари
Примечателен и рельеф в основании статуи. На нем скульптор изобразил сцену сражения Святого Георгия с драконом. Именно здесь Донателло впервые и пока очень осторожно применяет принцип линейной перспективы в скульптуре.
donatello novaya skulptura
Донателло — Святой Георгий, побеждающий дракона, 1415−1417, Национальный музей Барджелло, Флоренция
Рельефы займут важное место в творчестве Донателло. К примеру, в период с 1425 по 1427 год Донателло принимает участие в создании рельефа «Пиршество Ирода» для баптистерия в Сиене.
В этом рельефе прослеживаются влияния и Филиппо Брунеллески, с которым скульптор дружил, и Лоренцо Гиберти, с которым он работал.
Усложненное построение композиции, глубина пространства и действие, вписанное в сложнейшую архитектурную конструкцию, — без сомнения влияние Брунеллески.
Тогда как гармония повествования и градация объемов, сближающая рельеф с живописью роднят эту работу с произведениями Гиберти.
И, конечно, Донателло остается верен собственному видению, помещая на первый план сцену наполненную невиданным прежде драматизмом: посреди пиршества Ироду подносят блюдо с головой Иоанна Крестителя, и можно видеть, в какой ужас это зрелище повергает и самого царя, и его приближенных.
donatello novaya skulptura
Донателло — Пир Ирода, 1425−1427, баптистерий, Сиена

Спор Донателло и Брунеллески

В 1425 году Донателло создал Распятие из дерева для церкви Санта-Кроче. С этой скульптурой связана история, рассказанная Джорджо Вазари. История, в полной мере раскрывающая суть искусства Донателло.
donatello novaya skulptura
«Закончив и считая, что он сделал исключительную вещь, он показал ее своему ближайшему другу Филиппо Брунеллески, чтобы узнать его мнение; Филиппо же, который, со слов Донато, ожидал гораздо большего, увидев распятие, слегка улыбнулся.

Заметив это, Донато стал просить его во имя их дружбы высказать свое мнение, на что Филиппо, который был человеком благороднейшим, ответил ему, что, по его мнению, на кресте распят мужик, а не тело, каким оно должно было быть у Иисуса Христа, который обладал тончайшим сложением и во всех частях своего тела был самым совершенным человеком, который когда-либо родился.

Донато, почувствовав себя уязвленным, и притом глубже, чем он думал, поскольку он рассчитывал на похвалу, ответил: «Если бы делать дело было бы так же легко, как судить о нем, тогда мой Христос показался бы тебе Христом, а не мужиком; поэтому возьми-ка кусок дерева и попробуй сам».
Филиппо, не говоря больше ни слова, принялся, вернувшись домой, тайком от всех за работу над распятием, и, стремясь во что бы то ни стало превзойти Донато, дабы самому не пришлось отказаться от собственного суждения, он после долгих месяцев довел свою работу до высшего совершенства.

После этого однажды утром он пригласил Донато к себе позавтракать, и Донато принял приглашение. Когда они шли вместе с Филиппо к его дому и дошли до Старого рынка, Филиппо кое-что купил и, передав покупки Донато, сказал: «Иди с этими вещами домой и подожди меня там, я сейчас же вернусь».

И вот, когда Донато вошел в дом, он сразу же увидел распятие, сделанное Филиппо, хорошо освещенное, и, остановившись, чтобы разглядеть его, он убедился, что оно доведено до такого совершенства, что, сраженный, полный смятения и как бы вне себя, выпустил узел, который держал в руках, и оттуда выпали яйца, сыр и всякая снедь, и все рассыпалось и разбилось.

Но он продолжал удивляться и стоял, словно остолбенев, когда вошел Филиппо и со смехом сказал ему: «Что это ты затеял, Донато? Чем же мы будем завтракать, ежели ты все рассыпал?» «Что до меня, — отвечал Донато, — я на сегодняшнее утро свою долю получил; тебе дано делать святых, а мне — мужиков».
donatello novaya skulptura
Эта история не призывает нас судить о том, кто обладал бОльшим талантом, она раскрывает суть искусства Донателло. Для него распятие — мучительная смерть, он не занимается идеализацией, а представляет ее со всем реализмом.

Если Христос Брунеллески — это возвышенный и прекрасный образ, то Христос Донателло — это реальный человек, наделенный индивидуальностью и представленный в момент предсмертной агонии. И в этом акте творения Донателло выражает свою любовь к самой природе человека.
donatello novaya skulptura

Реализм раннего Донателло

В период с 1423 по 1436 год Донателло принимает участие еще в одном важном городском проекте. Он создает несколько статуй для колокольни собора Санта Мария дель Фьоре, известной также как колокольня Джотто. Среди них — статуи пророков Иеремии и Аввакума.
donatello novaya skulptura
Эти скульптуры отличает необычайная выразительность. Они сочетают возрожденные Донателло традиции античности и экспрессивность индивидуальности. Считается, что статуи Иеремии и Аввакума — это скульптурные портреты уважаемых флорентийцев, современников Донателло.

Донателло верил, что статуя и некрасивого человека может быть прекрасной. Его красота — это красота правды. Донателло неинтересны прекрасные абстрактные образы, он стремится воссоздать реального человека. Так, Иеремия и Аввакум — это зрелые мужчины, умудренные опытом. И это, без сомнения, не просто возрождение скульптуры, ремесла, почти утраченного в Средние века. Это изобретение нового способа постижения природы человека.

Такими были первые десятилетия творчества Донателло. Скульптор работал над городскими общественными заказами, снискал славу народного мастера и любовь всех без исключения флорентийцев. Значение этого периода огромно не только для понимания личности Донателло, но и для развития всей скульптуры раннего Возрождения.
© Махмудова Р. М., текст, оформление, 2019
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Это интересно:

Узнайте, что еще полезного есть на этом сайте
все для вашего путешествия
изучайте онлайн
афиша и билеты
авторские украшения и не только