Флорентийская скульптура: революция свершилась!

30−50-е годы XV века
Достижения основателей Возрождения в архитектуре, скульптуре и живописи не прошли бесследно для Флоренции тридцатых годов XV века. Брунеллески, Донателло и Мазаччо не были оторванными от жизни революционерами, из тех, что противопоставляют свое видение старому стилю. Напротив, они, гении-первопроходцы, создавали новое искусство на глазах у всего города, вдохновляя художников и скульпторов, архитекторов и градостроителей, ученых и поэтов, банкиров и купцов, людей власти и церкви.
Содержание

Донателло — главный скульптор Флоренции

Во Флоренции набирает силу Возрождение: город похож на строительную площадку, работы не останавливаются, нет числа общественным и частным заказам. Архитекторы возводят новые здания, скульпторы устанавливают новые статуи и украшают фасады, художники расписывают комнаты богатых палаццо, церкви и часовни.
Ключевой фигурой остается Филиппо Брунеллески, он строит много, участвует в череде проектов и пользуется покровительством самого Козимо Медичи.
После смерти Брунеллески на первый план выходит продолжатель его дела, Микелоццо ди Бартоломео. Он станет личным архитектором Медичи, будет строить семейные виллы и палаццо.

Что до скульптуры, то самым смелым и ярким мастером по-прежнему остается Донателло. Он продолжает развивать свой революционный стиль, работает и с Брунеллески, и с Микелоццо.
Главным меценатом и другом Донателло становится Козимо Медичи.
«И так была велика любовь, которую Козимо питал к доблестям Донато, что постоянно давал ему работу; и в свою очередь Донато так любил Козимо, что по малейшему намеку с его стороны угадывал все его желания и во всем ему повиновался».
skulptura florentsii
Джорджо Вазари
«Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»
skulptura florentsii

Алтарь Кавальканти

К середине тридцатых годов XV века относится алтарь Кавальканти или Благовещение из церкви Санта-Кроче работы Донателло.
skulptura florentsii
Внутри богато декорированной конструкции размещены фигуры в натуральную величину.
Дева Мария в почтительном поклоне принимает благую весть. C любовью и смирением исполнена и фигура архангела Гавриила. Нежные лица с идеальными чертами смягчают сцену, согласованные позы придают ей радостный и светлый характер.

Это же отмечает и Вазари: «Он проявил так много легкости и умения в этом произведении, что трудно большего пожелать от замыслов, и от исполнения, от орудия, и от техники».

Также примечательно и богатое обрамление.
Донателло принимается за эту работу после очередного путешествия в Рим. Узоры и фигурки путти не только добавляют торжественности, но и напоминают об античности.
Традиции древности необычайно интересовали Донателло: он изучал античные формы, технику, выразительные средства и материалы. Тем не менее, в его творчестве почти нет прямого цитирования античности, не считая немногочисленных статуй позднего периода.
Искусство Донателло исключительно религиозное, созвучное времени, построенное вокруг индивидуальности человека.
Однако, античность все же имела для мастера особое значение. Он избегал любования застывшими идеальными формами в духе древности, но черпал вдохновение в энергичных орнаментах.
Особенно полюбились скульптору жизнерадостные и полнокровные фигурки путти, к ним он еще будет возвращаться.

Состязание с Лукой делла Роббиа:
певческие кафедры для Собора

В 1433 году Донателло получает важный заказ на создание певческой трибуны от попечителей флорентийского собора Санта-Мария дель Фьоре. Самое примечательное, что два года назад аналогичный заказ получил мастер Лука делла Роббиа, он создает свою кафедру таких же размеров.
skulptura florentsii
Певческие трибуны Луки делла Роббиа и Донателло были признаны выдающимися, здесь не было победителя и побежденного, но вот уже много веков эти работы сравнивают и изучают. Эти произведения наглядно и ярко демонстрируют и то, какой античность традиционно представлялась мастерам раннего Возрождения, и то, каким грандиозным и независимым новатором был Донателло.

Кафедра
Луки делла Роббиа

Кафедра Луки делла Роббиа проникнута необыкновенной любовью к античности, к ее застывшим и прекрасным классическим формам. Он разделяет поверхность кафедры на десять рельефов, восемь из которых располагаются на фронтальной части, два — на боковых частях.
skulptura florentsii
Лука делла Роббиа — певческая кафедра, 1431−1438, музей Дуомо, Флоренция
«На цоколе этого произведения Лука поместил несколько историй с изображением хора музыкантов, поющих на разные лады, и вложил в эту вещь столько труда, и она так хорошо ему удалась, что, хотя она и расположена на высоте шестнадцати локтей от земли, можно различить, как напрягается горло певцов, как управляющие музыкой ударяют мальчиков в такт по плечу, словом, различные виды звука, пения, пляса и других удовольствий, предоставляемых приятностью музыки ».
skulptura florentsii
Джорджо Вазари
«Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»

Кафедра Донателло

Если рельефы Луки полны жизни, но будто скованы своими обрамлениями, то работа Донателло — это настоящий прорыв в смысле организации пространства.

Донателло принимает поистине гениальное художественное решение: он не разделяет поверхность кафедры на отдельные рельефы.
Его повествование непрерывно и разворачивается вдоль всей трибуны позади колонн. Перед зрителем проносится группа поющих и пляшущих путти, они резвятся, смеются и беспорядочно сталкиваются друг с другом.
skulptura florentsii
Донателло — певческая кафедра, 1433−1438, Музей Дуомо, Флоренция
Колонны, скрывающие часть рельефа придают еще большую свободу, реалистичность и динамику. И в этом весь Донателло: в отличие от своих современников, он не находит себя в любовании классикой. Он вдохновлен ею, но никогда не обращается к ней напрямую для заимствования или копирования.
Античность обрамляет видение Донателло, делает его уникальный художественный язык богаче и выразительнее.
skulptura florentsii
Донателло — певческая кафедра, 1433−1438, Музей Дуомо, Флоренция
Декорирование — та область, где Донателло все же цитирует античность. Его кафедра очень выразительна: здесь и бесконечные орнаменты и классические элементы.
Интересно, что во времена Донателло, ритмичные углубления колонн были заполнены золотом, отчего напоминали мозаичный декор.
«Донателло, сделавший позднее обрамление другого органа, расположенного напротив, завершил свою работу с гораздо большим вкусом и мастерством, чем Лука, как об этом будет сказано на своем месте, ибо почти всю свою работу он выполнил как бы начерно, без окончательной отделки, чтобы издали она была видна гораздо лучше, чем видна работа Луки, и так оно и получилось, ибо последняя хотя и выполнена с хорошим рисунком и тщательностью, но настолько гладкая и отделанная, что издали глаз ее как бы теряет и плохо различает не в пример скульптуре Донато, которая, однако, кажется не более как наброском».
skulptura florentsii
Джорджо Вазари
«Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»
skulptura florentsii
Донателло — певческая кафедра, 1433−1438, Музей Дуомо, Флоренция
Несмотря на все особенности и достоинства работы, фигурки озорных ангелочков привлекают наибольшее внимание и покоряют всех без исключения. Нельзя представить себе большей беспечности, полноты жизни и веселья! Вдохновением Донателло стали озорные уличные мальчишки, что играют и кружат хороводы, согретые благословенным тосканским солнцем. Именно их одел скульптор в античные туники и, приделав крылышки, поместил на певческую кафедру, созданную для собора Флоренции. Казалось, мастер выплеснул прямо из души светлую радость жизни и любовь к детям!
После Донателло путти станут излюбленным символом веселья и жизнелюбия.

В 1443 году Донателло уезжает в Падую. Он проведет на севере десять лет, вернется в родной город и продолжит работать для семьи Медичи и на благо Флоренции.
skulptura florentsii
Донателло — певческая кафедра, 1433−1438, Музей Дуомо, Флоренция

Славный мастер Лука делла Роббиа!

Примечателен творческий путь скульптора Луки делла Роббиа.
skulptura florentsii
Лука делла Роббиа — Мадонна с младенцем и ангелами, Национальный музей Барджелло, Флоренция
Лука делла Роббиа работал в своем стиле, занимался цветной терракотой по технологии, им же и разработанной. В основанной мастером семейной мастерской три поколения семьи делла Роббиа изготовляли знаменитые бело-голубые образы мадонн, выполняя частные и городские заказы.
skulptura florentsii
Вот как описывает работу Луки делла Роббиа Джорджо Вазари:

«Обратив же внимание на то, что глина обрабатывалась легко и без большого труда, и не хватало только найти способ, при котором работы, из нее изготовленные, могли бы сохраняться продолжительное время, он начал размышлять, пока не нашел способ защитить их от повреждений временем, и, проведя много испытаний, он обнаружил, что если покрывать их сверху глазурью, составленной из олова, глины, антимония и других минералов и смесей, прокаленных на огне в особой печи, то действие будет отличнейшее, и глиняные изделия сделаются чуть ли не вечными. За этот способ работы он, как изобретатель, удостоился величайшей славы, и все грядущие века будут ему за это обязаны.

Лука начал думать дальше, и, тогда как раньше он делал названные работы из глины просто белыми, теперь он добавил к этому способ их раскрашивать, что всех удивило и доставило всем поистине невероятное удовольствие».
«Слава об этих работах распространилась не только по Италии, но и по всей Европе, и желающих получить их было столько, что флорентийские купцы наперебой завалили Луку заказами и с большой для него выгодой рассылали их по всему свету.
И так как один он совершенно не был в состоянии их выполнить, он заставил братьев своих Оттавиано и Агостино оставить резец и засадил их за эти работы, за которые он вместе с ними получал гораздо больше того, что они раньше зарабатывали резцом, ибо сверх работ, отосланных ими во Францию и в Испанию, они много сделали и в Тоскане
».

skulptura-florentsii
Джорджо Вазари
«Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»
Тихие и нежные образы Луки делла Роббиа заставляют вспомнить о мадоннах раннего Рафаэля. Взгляните как похожи они в своей кроткой и статичной задумчивости. И это не случайно: ведь именно во Флоренции Рафаэль будет работать над своей уникальной манерой, изучая живопись и скульптуру предшественников.
skulptura florentsii

Лоренцо Гиберти:
на перекрестке миров

Если скульпторы-революционеры Донателло и Нанни ди Банко развиваются стремительно и смело, то совсем иначе к новому видению приходит Лоренцо Гиберти.
Гиберти начинает свой путь как ученик ювелира.
Спустя годы после победы в конкурсе 1401 года он и сам возглавляет мастерскую бронзового литья, выполняет важные городские заказы, становится известным и дорогостоящим мастером.
Итак, по итогам конкурса Лоренцо Гиберти были поручены северные ворота баптистерия Сан-Джованни.
По замыслу скульптора и заказчиков эти ворота состоят из 28 рельефов, иллюстрирующих эпизоды Нового завета, читать которые следует снизу вверх слева направо.

Обратимся к «Благовещению», одному из рельефов северных ворот.
Работа эта выполнена искусно, в гармонии и под влиянием уже существовавших ворот позднеготического мастера Андреа Пизано. Все в ней: и архаичная форма четырехлистника, и вписанная в нее лиричная сцена, созданная плавными линиями, говорит на языке старого мягкого стиля.
skulptura florentsii

Райские врата

По мнению заказчиков, членов гильдии Калимала, Гиберти превзошел работу Андреа Пизано настолько, что было решено заказать ему и третьи ворота. Гиберти создает редкий шедевр, восточные ворота баптистерия Сан-Джованни, с легкой руки Микеланджело больше известные как Врата Рая.
skulptura florentsii
Искусство Гиберти — примечательный случай. Если бы он выполнил только северные ворота, то остался бы в истории лишь позднеготическим мастером. Но в работе над восточными воротами он показал свое глубокое понимание нового стиля, последовательно и органично переплетая его со своей ювелирной манерой.

Лоренцо Гиберти видит и тонко чувствует то, что происходит вокруг: как возводит новые здания Брунеллески, как создает свои первые реалистичные скульптуры Донателло, как меняет изобразительное искусство открытие перспективы, как распространяются в городе идеи гуманизма.

Гиберти интересуется античностью, собирает свою коллекцию. И все-таки Возрождение для него — не призыв бросить свой стиль и равняться на тех, кто впереди. К новшествам Гиберти приходит постепенно, применяя их там, где они могут быть полезны его замыслам.
Гиберти работает над восточными воротами с 1425 по 1452 год. Будучи зрелым мастером, он вкладывает в это произведение весь свой талант и мастерство.

На этот раз Гиберти отказывается от формы готического четырехлистника и уменьшает количество рельефов до десяти, представляя новую структуру, в основе которой ясность, спокойствие и уравновешенность.

В рельефах появляется глубина пространства, достичь которую можно лишь применяя правила линейной перспективы, заложенные Брунеллески. Тем не менее, новые формы словно переплавляет и растворяет в своем замысле ювелир Гиберти.
skulptura florentsii
Лоренцо Гиберти — Встреча Соломона и царицы Савской, Восточные ворота, 1425−1452, баптистерий Сан-Джованни, Флоренция
Интересен рельеф, открывающий цикл и иллюстрирующий эпизоды из Ветхого завета.
Гиберти соединяет несколько эпизодов в одном рельефе. В верху изображен Бог-отец в окружении ангелов, слева — сотворение Адама, в центре — сотворение Евы, слева в глубине — грехопадение, справа — изгнание первых людей из Рая. Единовременность создает ощущение нереальности и снова отсылает к традициям мягкого стиля.
Повествование Гиберти плавное и по-старинному сказочное, далекое от безжалостного реализма, но выполненное в согласии с новыми флорентийскими веяниями.
skulptura florentsii
Лоренцо Гиберти — Сотворение Адама и Евы. Восточные ворота, 1425−1452, баптистерий Сан-Джованни, Флоренция
Эти ворота настолько поразили флорентийцев, что было решено сделать их главными, то есть установить напротив главного входа в собор Санта Мария дель Фьоре. А стоявшие на этом месте самые первые ворота работы Андреа Пизано было решено переместить на южную сторону.

Создание северных и восточных ворот баптистерия стало школой не только для самого Гиберти, но и для многих скульпторов и художников. Гиберти в разное время помогали и Донателло, и Ламберти, и Мазолино, и Паоло Учелло, и Антонио дель Поллайоло, и многие другие мастера раннего Возрождения.

Оставил Гиберти потомкам и свое изображение на обрамлении главных бронзовых дверей храма Сан-Джованни.
«Однажды Микеланджело Буонарроти остановился посмотреть на эту работу и кто-то спросил его, красивы ли, по его мнению, эти двери, ответил: „Они так прекрасны, что достойны были бы стать вратами рая“, и это похвала поистине заслуженная и высказанная тем, кто мог об этом судить».
skulptura florentsii
Джорджо Вазари
«Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»
skulptura florentsii

Якопо делла Кверча:
скульптор из Сиены

Рассказ о мастерах раннего Возрождения будет неполным без обращения к творчеству Якопо делла Кверча, скульптора из Сиены.
Сегодня Сиена — живописный городок в часе езды от Флоренции. Но в начале XV века Сиена и Флоренция были далеки друг от друга, как два разных мира.

В то время как Флоренция была известна как самый процветающий и богатый город в Европе с самой совершенной на тот момент системой управления, в Сиене шла нескончаемая борьба за власть между политическими партиями.
Естественно, что Сиена отставала от Флоренции и в экономическом, и в культурном плане. Здесь не слышали о Возрождении и имели довольно туманное представление о гуманизме и новом видении в изобразительном искусстве.
В таком городе и при таких условиях происходило становление мастера скульптуры Якопо делла Кверча.
Его творчество стало ярким эпизодом в культурной жизни Сиены первых десятилетий XV века. Якопо делла Кверча не воспитал учеников и не оставил преемников. Но именно от него тянутся прямые нити к искусству Микеланджело.
skulptura florentsii
Якопо делла Кверча родился примерно в 1374 году в Сиене.
К 1401 году он был уже состоявшимся скульптором, иначе он бы не был допущен к участию в знаменитом конкурсе на создание ворот баптистерия Сан-Джованни.

О творческом пути Якопо делла Кверча известно довольно много. Несмотря на то, что он работает во времена Донателло, Гиберти и Брунеллески, и ему, безусловно, известно, что происходит во Флоренции, Кверча сохраняет независимость и находит собственный путь развития. Надо сказать, что флорентийцы также считали его чужаком и не приглашали участвовать в городских проектах.
Источниками вдохновения для Якопо делла Кверча стали великие мастера Проторенессанса: Арнольфо ди Камбио и Никола Пизано с его скульптурами в соборе Сиены. Это было монументальное и основательное искусство, лишенное позднеготического изящества и утонченности.

«Мадонна с младенцем» — одно из первых, дошедших до нас, произведений Якопо делла Кверча. Созданная в согласии с проторенессансным видением, эта небольшая по размеру статуя кажется массивной и приземленной, и в сравнении со статуями, к примеру, Лоренцо Гиберти в ней нет изящества, но есть цельность и простота.
skulptura florentsii

Влюбленный скульптор

К 1406 году относится гробница Иларии дель Каретто, самая известная работа Якопо делла Кверча, которую он создает в тосканском городе Лукка по заказу местного купца и банкира.
skulptura florentsii
Якопо делла Кверча — Гробница Иларии дель Каретто, ок. 1406, собор Сан-Мартино, Лукка
Это саркофаг молодой женщины, умершей в родах. И все в нем словно бросает вызов самой смерти. Гробницу украшают жизнерадостные фигурки путти в духе античности. Играющие дети создают, казалось бы, неуместное ощущение праздника и вечной молодости.

Но еще интереснее скульптура самой Иларии дель Каретто. Мастер представляет ее спокойно лежащей, словно спящей, на крышке гробницы, тихо восхищаясь ее изяществом и красотой. Не забывает он и о деталях, важных для истории этой женщины: на руке покойной обручальное кольцо, а у ног — маленькая собачка, символ супружеской верности.
skulptura florentsii
Якопо делла Кверча — Гробница Иларии дель Каретто, ок. 1406, собор Сан-Мартино, Лукка
Вглядываясь в прекрасное, совсем юное, лицо Иларии, вас будто не оставляет чувство печали, и как никогда скорбной становится мысль о неотвратимости смерти.
skulptura florentsii
Якопо делла Кверча — Гробница Иларии дель Каретто, ок. 1406, собор Сан-Мартино, Лукка

Фонтан радости

В 1408 году Якопо делла Кверча заключает контракт на создание искусственного водоема на главной площади Сиены.

Работа над Фонте Гайя, «Источником радости», как назовут его современники, растянется на годы и станет поворотной в творчестве скульптора.
Проект много раз пересматривали и наконец решили украсить стены прямоугольного водоема фигурой Девы Марии в окружении восьми статуй, изображающих Веру, Надежду, Мудрость, Справедливость, Милосердие, Силу, Умеренность и Благоразумие. Они были призваны напоминать гражданам о том, как важно воспитывать в себе эти добродетели.
skulptura florentsii
Якопо делла Кверча — эскиз Фонте Гайя, 1408, музей Метрополитан, Нью-Йорк
Говорили о праведной жизни и рельефы, украшающие стены.
Сцена изгнания из рая словно предупреждает, что каждого, преступившего закон, ждет неотвратимое наказание.

Этот рельеф крайне важен для рассмотрения.
К сожалению, он сохранился в очень плохом состоянии. Но несмотря на это в «Изгнании из рая» проявляется любовь скульптора к античности. Якопо делла Кверча прекрасно понимал красоту древней скульптуры, чувствовал ее формы, содержание и благородство.
Необычайная сила и драматичность заложены в этом рельефе. Мощная фигура Адама напоминает Бельведерский торс и предвосхищает образы Микеланджело.
skulptura florentsii

Портал Сан-Петронио:
предвестие Микеланджело

О близости взглядов двух скульпторов говорит и другая работа. В 1425 году Якопо делла Кверча приступает к обрамлению Порта Манья, главного входа в базилику Сан-Петронио в Болонье.
skulptura florentsii
Базилика Сан-Петронио, Болонья (изображение)
Иконографическая программа предполагала создание сложной системы, в которой было бы место для сцен Ветхого и Нового заветов, изображений пророков, Девы Марии, апостолов Петра и Павла. И несмотря на то, что проект остался незавершенным, и над многими частями входа трудились ученики, Порта Манья стала самой сильной работой мастера.

Выдающимися считаются рельефы «Сотворение Адама», «Грехопадение» и «Изгнание из рая».
Все внимание скульптора направлено на человека, могучего и непокорного титана. Якопо делла Кверча не увлекают ни живописные детали, ни глубина пространства, он далек от идей гуманизма. Его простое искусство основано на жизненном опыте, мудрости и наблюдательности.
skulptura florentsii
Через 65 лет в этой базилике будет работать и молодой Микеланджело.
Он только начинает свой долгий творческий путь, его вдохновляет любовь к античности, вера в сильного и прекрасного человека и восхищение совершенством обнаженного тела.
Микеланджело проведет в Болонье год, но рельефы Якопо делла Кверча окажут на него огромное влияние и останутся с ним навсегда.
И кто знает, каким был бы свод Сикстинской капеллы, каким было бы его великое «Сотворение Адама», если бы не наследие Якопо делла Кверча, скульптора из Сиены.
© Махмудова Р. М., текст, оформление, 2019
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Понравилась статья?
Поделитесь мнением, задайте вопрос, расскажите о ней друзьям!