ГЛАВНАЯ / ИСКУССТВО / «БИЧЕВАНИЕ ХРИСТА»

Тайны «Бичевания Христа»



неразгаданный шедевр
Пьеро делла Франческа — блестящий математик, непревзойденный колорист, создатель монументальных, объемных фигур, конструктор идеального пространства и многозначных зашифрованных сюжетов. Он оставил своим потомкам немало загадок, над которыми и сегодня работают искусствоведы и историки.
«Бичевание Христа» — одна из таких загадок.
Содержание

Создание картины

После работы над фреской по заказу Малатесты Пьеро возвращается в родной Борго Сан-Сеполькро. К этому периоду относится «Бичевание Христа», важнейшее произведение художника. Возможно, для его создания Пьеро посетил Урбино, где оно хранится по сей день.
bichevaniye khrista pyero
Пьеро делла Франческа — Бичевание Христа, 1450−1460, Национальная галерея Марке, Урбино
Единственное, что достоверно известно о картине, так это то, что принадлежит она кисти Пьеро. В глубине, на ступени под ногами Понтия Пилата, можно различить надпись «Opus Petri de Burgo Sancti Sepulcri», что означает: «Творение Пьетро из Борго Сан-Сеполькро».

О точной дате, личности заказчика, назначении произведения и о его сюжете достоверных данных нет. Но есть легенды, догадки, исследования, противоречия и все новые версии.

В чем загадка «Бичевания» Пьеро?

Бичевание происходило во время суда Понтия Пилата над Иисусом Христом и предшествовало его казни. Согласно традиционной иконографии, сцена бичевания предусматривала изображение Иисуса Христа у колонны и побивающих его воинов в присутствии Понтия Пилата, нередко окруженного толпой.
bichevaniye khrista pyero
Пьеро делла Франческа — Бичевание Христа, 1450−1460, Национальная галерея Марке, Урбино
Бичевание на картине Пьеро делла Франческа опознается сразу, при этом сцена, которая, казалось бы, должна иметь первостепенное значение, изображена на втором плане. На первом размещены три загадочные фигуры. Разделенная колоннами, но соединенная общей точкой схода, композиция распадается на две части. Разные источники света дополнительно усиливают разрыв между первым и вторым планом, углубляют пространство картины.

Главная загадка картины заключена как раз в этом разделении. Что связывает сцену бичевания Христа и трех загадочных персонажей справа. Кто они? Участники, случайные свидетели или главные действующие лица?

Они, монументальные и неподвижные, написаны в узнаваемой манере художника. Возможно то, что они изображены спиной к сцене бичевания — это указание на человеческое равнодушие и жестокосердие. В сцене бичевания нередко изображались богато одетые отстраненные и бездействующие свидетели мучений Спасителя.
bichevaniye khrista pyero
Пьетро Лоренцетти — Бичевание Христа, ок. 1320, церковь Сан-Франческо, Ассизи

Версия Эрнста Гомбриха

Искусствовед Эрнст Гомбрих выдвинул версию, согласно которой, перед нами Иуда и члены Синедриона. Действительно, по канонам раннего Возрождения, Иуда изображался бородатым и темноволосым, но согласно той же иконографиии, одной рукой он непременно сжимал кошель с тридцатью серебренниками, которого нет на картине Пьеро делла Франческа.
bichevaniye khrista pyero
Пьеро делла Франческа — Бичевание Христа, 1450−1460, Национальная галерея Марке, Урбино

Версия XVIII века

Сохранившееся описание XVIII века указывает на то, что перед нами герцоги Монтефельтро: Федерико, его сын Гвидобальдо и Оддантонио, старший сводный брат Федерико, убитый в результате заговора 1444 года.
bichevaniye khrista pyero
Пьеро делла Франческа — Бичевание Христа, 1450−1460, Национальная галерея Марке, Урбино
Несмотря на сохранившийся документ, эта версия не может быть правдоподобной, в первую очередь из-за того, что ни у одного персонажа нет характерных черт Федерико да Монтефельтро: у него отсутствовал левый глаз и было сильно деформирован весьма выдающийся нос. Именно таким его всегда изображали художники.

Все же версия, что перед нами убитый Оддантонио да Монтефельтро (в центре) в окружении коварных советников имеет право на существование. В таком случае история, где есть место предательству и мученической смерти прекликается с историей о Христе. Такую картину вполне мог заказать герцог Федерико да Монтефельтро, желая почтить память сводного брата.
Рафаэль - портрет герцога Гвидобальдо да Монтефельтро, ок. 1506, Уффици, Флоренция
Пьеро делла Франческа - Бичевание Христа, 1450-1460, Национальная галерея Марке, Урбино
Пьеро делла Франческа - портрет герцога Федерико да Монтефельтро, ок. 1465, галерея Уффици, Флоренция

Версия Карло Гинзбурга

Итальянский историк Карло Гинзбург в своем исследовании выдвигает еще одну версию, согласно которой картина соотносится с историческими и политическими событиями того времени.
bichevaniye khrista pyero
Пьеро делла Франческа — Бичевание Христа, 1450−1460, Национальная галерея Марке, Урбино
В 1439 году восточный император Иоанн VIII Палеолог прибыл во Флоренцию со своей свитой для принятия участия в соборе, который должен был установить единство церквей, римской и греческой. Сохранились свидетельства въезда императора в город, того, как он выглядел, и как его приветствовали флорентийцы, в числе которых в то время мог быть и Пьеро.
Еще одна значимая для рассмотрения дата — 1453 год, год падения Константинополя.

Принимая во внимания эти события, «Бичевание» Пьеро делла Франческа можно расценивать как размышление о судьбе греческой церкви.
Художник использует любопытный выразительный прием, подобный тому, что мы видели у Беато Анджелико на фреске монастыря Сан-Марко, где Святой Доминик, погруженный в чтение, представляет в своем воображении сцену осмеяния Христа. «Бичевание» может быть беседой о страдании греческой церкви по вине турок.
Так бичуемый Христос символизирует собой восточную церковь, персонаж в тюрбане, обращенный к зрителю спиной, указывает на захватчиков Константинополя. А в образе бездействующего и отстраненного Понтия Пилата предстает византийский император Иоанн VIII, изображенный в традиционном для него головном уборе.
Пьеро делла Франческа - Бичевание Христа, 1450-1460, Национальная галерея Марке, Урбино
Пизанелло - медаль Иоанна VIII Палеолога 1438-1439, Национальный музей Барджелло, Флоренция
Особенно интересной становится группа таинственных персонажей.
Мужчина справа одет как богатый синьор и, скорее всего, представляет западного правителя.
Мужчина слева одет на греческий манер, его фигура наиболее выразительна. Присмотритесь к его мимике и жестам, он словно увещевает стоящего напротив, именно его слова воскрешают сцену бичевания.
Он — центр и связь всей композиции. Вполне возможно, это знаменитый Виссарион, греческий ученый и гуманист, приехавший в Италию в свите Иоанна VIII и позднее получивший от Папы Евгения IV титул кардинала римской католической церкви. Виссарион — значимая фигура, он был сторонником объединения церквей и выступал за организацию освобождения Константинополя.
Именно о необходимости войны с турками, скорее всего, столь выразительно говорит Виссарион. Этот персонаж еще не раз появится в живописи Пьеро. Так, во фресковом цикле о Животворящем кресте он предстает в образе царя Соломона.
Пьеро делла Франческа - Бичевание Христа, 1450-1460, Национальная галерея Марке, Урбино
Пьеро делла Франческа - Прибытие царицы Савской к царю Соломону, 1452-1466, церковь Сан-Франческо, Ареццо
Богато одетый господин, внимательно слушающий Виссариона, кажется, согласен с ним.
По версии Гинзбурга, это Джованни Баччи, богатый купец из Ареццо, недолгое время он служил при папском дворе и также поддерживал идею освободительного похода.
Связан Джованни Баччи и с Пьеро делла Франческа. Именно он закажет ему знаменитый цикл Животворящего креста в Ареццо. Он также появляется на нескольких фресках Пьеро: ранее в образе одного из верующих у ног Мадонны делла Мизерикордия, позже — на стене церкви в Ареццо. Обратите внимание на характерную форму головы. Таким образом, Джованни Баччи мог бы оказаться и персонажем, и заказчиком «Бичевания Христа».
Пьеро делла Франческа - Поражение Хосрова, 1452-1466, церковь Сан-Франческо, Ареццо
Пьеро делла Франческа - Бичевание Христа, 1450-1460, Национальная галерея Марке, Урбино
Пьеро делла Франческа - полиптих Мизерикордия, 1445-1468, городской музей, Сан-Сеполькро
При этом картина находилась в Урбино.
И следуя за версией Гинзбурга, «Бичевание Христа» — это подарок герцогу Федерико да Монтефельтро, правителю Урбино, который выступал против похода на Константинополь.
Здесь важна третья фигура. Перед нами молодой человек, он босой и одет в тунику. Он существенно отличается от других персонажей, он бледен и отстранен, словно принадлежит другому миру. Так изображали умерших. И, возможно, это Буонконте, возлюбленный незаконнорожденный сын Федерико да Монтефельтро. Умнейший и способный молодой человек, скоропостижно скончавшийся в 1458 году.
Если «Бичевание» — подарок и почтение памяти умершего сына герцога Урбинского, то, безусловно это и знак дружбы и попытка заручиться поддержкой в вопросе войны за освобождение Константинополя.

Версия Карло Гинзбурга хоть и является одним из самых захватывающих вариантов прочтения картины, но все же имеет армию несогласных искусствоведов и историков. На сегодня загадка Пьеро делла Франческа остается неразгаданной.
© Махмудова Р. М., текст, оформление, 2019
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Хотите узнать больше?

Приходите на лекции в Москве и изучайте историю, искусство и культуру Италии
Понравилась статья?
Поделитесь мнением, задайте вопрос, расскажите о ней друзьям!