Пьеро делла Франческа и
Леон Баттиста Альберти


рыцари Возрождения
Пьеро делла Франческа больше чем художник: в своих живописных произведениях он объединяет искусство, науку, религию, философию, отзывается на политические события. Исследуя живопись Пьеро, важно обратить внимание на фигуру Леона Баттиста Альберти, оказавшего значительное влияние на стиль художника.
Два гения Возрождения посвятили жизнь изучению перспективы, обоснованию ее законов и их практическому применению в искусстве.
Содержание

Храм Малатестиано

В 1451 году Пьеро прибывает в Римини по приглашению кондотьера Сиджизмондо Пандольфо Малатесты. Годом ранее Малатеста, жестокий тиран, захвативший власть, задумал возвести в городе величественный храм-мавзолей, где будут захоронены он сам, его супруга, его предки и потомки.
pyero i alberti
Столь грандиозная идея требовала поистине древнеримского размаха. Для проектирования храма был приглашен знаток античности, теоретик искусства, гуманист и архитектор Леон Баттиста Альберти.

Альберти, известный своими преобразованиями средневековых построек в современные здания в стиле, вдохновленном классической архитектурой, предлагает модернизировать существующую готическую церковь Сан-Франческо в великолепное сооружение, со всех сторон облицованное мрамором.
pyero i alberti
Леон Баттиста Альберти — проект храма Малатестиано, Римини
Альберти принадлежит проект храма, возведением занимался местный архитектор Маттео деи Пасти, а модернизация интерьера храма была доверена Агостино ди Дуччо.
Согласно проекту, старую церковь со всех сторон обстраивают фасадами в основе которых переработка античных форм. Вдохновением для главного фасада храма Малатестиано стала древнеримская трехпролетная триумфальная арка. На фронтоне высечено имя заказчика, Сиджизмондо Пандольфо Малатесты.
pyero i alberti
Однако храм остался недостроенным. Его завершением должен был стать внушительный купол и перекрытия, которые бы полностью скрыли старую церковь, замкнутую внутри нового храма.

Но даже оставаясь незавершенным, храм Малатестиано производит сильное впечатление. От него словно веет древностью и величием, он не похож ни на одно из современных ему строений.
Переосмысленная форма храма была настолько смелой, что Папа Пий II, недруг Малатесты писал: «Церковь эта имеет вид не христианского храма, а скорее храма неверных, поклоняющихся демонам».
Леон Баттиста Альберти - храм Малатестиано, Римини
Маттео деи Пасти - храм Малатестиано, 1450, Национальная галерея, Вашингтон

Фреска Пьеро в Римини

Одну из боковых капелл украшает фреска «Сиджизмондо Пандольфо Малатеста перед своим небесным покровителем» работы Пьеро делла Франческа.
pyero i alberti
Агостино ди Дуччо — храм Малатестиано, Римини
Размещение фигур и их сопряженность с архитектурой необычайно соответствует и перекликается с фасадом и интерьером храма.
Эта фреска очень важна для развития манеры Пьеро: именно в Римини он впервые знакомится с архитектурой Альберти, которая займет важное место в его живописи.

Несмотря на полуразрушенное состояние, в этой фреске примечательна каждая деталь. Главными словами для ее описания будут монументальность и значительность.
Святой Сигизмунд восседает на троне как император, перед ним, преклонив колени и сложив руки в молитвенном жесте, изображен заказчик произведения.
pyero i alberti
Пьеро делла Франческа — Сиджизмондо Пандольфо Малатеста перед своим Святым покровителем, 1451, храм Малатесты, Римини
Обратите внимание на то, что фигуры святого и заказчика пропорционально соотносятся друг с другом.
Так, Святой Иероним будто беседует на равных с донатором, а Святой Сигизмунд будто монарх принимает благородного и верного подданного. Используя этот прием, Пьеро словно стремится к возвышению достоинства человека.
Все, что размещено в пространстве фрески определяет фигуру в центре, фигуру Сиджизмондо Пандольфо Малатесты.
Это и изображение Святого Сигизмунда, и герб Малатесты, и его замок, изображенный так, словно в стене прорезано круглое окно, и две собаки: белая, символ верности, и черная, символ дозора, неусыпного ни днем, ни ночью.
pyero i alberti
Пьеро делла Франческа — Сиджизмондо Пандольфо Малатеста перед своим Святым покровителем, 1451, храм Малатесты, Римини
Во время своего пребывания в Римини Пьеро также написал портрет Сиджизмондо Пандольфо Малатесты с медали, созданной ранее мастером Пизанелло.
Пьеро остается в рамках традиций медальерного изображения, но абстрактность уступает место реалистичности. Даже следуя строгим канонам Пьеро способен передать характер Малатесты: властность и жестокость проступают в крупных чертах, сомкнутых губах, в хищном и живом взгляде кондотьера.
pyero i alberti

Леон Батиста Альберти:
человек Возрождения

Альберти — писатель, философ, архитектор, теоретик искусства. Он стал ключевой фигурой в культурной жизни Италии середины XV века. Именно Альберти можно назвать первым универсальным человеком, символом эпохи гуманизма, предвосхитившим появление Леонардо.
Леон Баттиста Альберти родился в Генуе в семье богатого флорентийца, приговоренного к изгнанию по политическим мотивам. Он получает прекрасное гуманистическое образование в Венеции, Падуе и Болонье.

В 1432 году Альберти приезжает в Рим. Здесь, на службе при папском дворе, он проведет большую часть жизни.
В Риме он изучает античность и разрабатывает план реконструкции города. Альберти стремится связать классику с современностью. Для него, как и для Брунеллески, важно не прямое цитирование античности, а сочетание древних правил и традиций с новыми достижениями человеческого разума.

«Искусство — не просто копирование, а творческий акт с отбором всего самого совершенного», — писал Альберти.

Из Рима он совершал путешествия во Флоренцию, Болонью, Венецию, Перуджу, Феррару, Римини и Мантую.
pyero i alberti

Палаццо Ручеллаи во Флоренции

Впервые во Флоренцию Альберти прибывает 1434 году по приглашению купца Джованни Ручеллаи. Богатый флорентиец поручает прогрессивному архитектору проектирование палаццо.

Во Флоренции тридцатых годов XV века бурно развивались живопись и скульптура, в архитектуре, напротив, оставались сильны консервативные традиции, представляющие собой синтез новых идей Брунеллески и канонов Арнольфо ди Камбио времен Проторенессанса.
К тому же при жизни Филиппо Брунеллески и долгое время после его смерти, случившейся в 1446 году, во всей Флоренции не было ни одного архитектора, равного ему по значению. Его последователь Микелоццо ди Бартоломео, придворный архитектор Козимо Медичи, был полностью поглощен заказами, строил палаццо, виллы и общественные здания по заказу семьи.
pyero i alberti
Альберти создает благородное и лаконичное палаццо Ручеллаи, которое тут же становится новым образцом городского дворца богатого и просвещенного гражданина.
Однако Альберти не удалось в полной мере воплотить свои идеи. Во Флоренции он словно чувствует рамки традиций местной архитектуры и, конечно, поддается ее величию. Палаццо Ручеллаи, облагороженное наложением классических элементов, хоть и отличается от традиционной флорентийской архитектуры большей строгостью и элегантностью, но все же остается в рамках сложившихся канонов.
pyero i alberti

Фасад церкви Санта-Мария Новелла

Следующим флорентийским проектом Альберти становится преображение фасада церкви Санта-Мария Новелла по заказу все того же Джованни Руччелаи. Начало работ относится к 1456 году.
Альберти предстояло скрыть невыразительный фасад средневековой церкви, придерживаться флорентийских традиций и при этом выполнить работу в современном стиле. Традиционно фасады флорентийских церквей украшали белым каррарским мрамором с прихотливым декором с использованием зеленого мрамора из Прато и розового из Сиены.

Альберти создает величественный фасад, который облегчает приземистую постройку, придает ей очарование и торжественность. Все в ней отныне соразмерно, ново и созвучно своему времени. Латинскими буквами на фасаде выбито имя заказчика Джованни Ручеллаи и год окончания работ — 1470.
pyero i alberti

Альберти в Мантуе

На севере Италии, освободившись от канонов флорентийской архитектуры, Альберти возводит новые здания. Наиболее ярко его видение было воплощено при строительстве церкви Сант’Андреа в Мантуе.

Величественное здание с фронтоном, монументальной аркой и колоссальными пилястрами, от него будто веет подлинной античной стариной, при этом строгость, благородство и упорядоченность подчеркивают его принадлежность эпохе Возрождения.

Знания и опыт позволяли ему взять все лучшее из традиций античной архитектуры и с почтением к средневековому прошлому заставить классику служить новым целям, быть созвучной новой эпохе. Именно это умение сделало Альберти самым выдающимся архитектором середины XV века.
pyero i alberti

Альберти — теоретик искусств и гуманист

Несмотря на изобретение новой архитектуры, Альберти стал больше известен как теоретик искусства. С середины тридцатых годов XV века возникла необходимость систематизации новых знаний и открытий в живописи, скульптуре и архитектуре.

В 1436 году Альберти пишет трактат «О живописи», в котором помимо прочего изложены принципы построения перспективы и приведены научные обоснования открытия Филиппо Брунеллески. В 1452 году выходит в свет трактат «Об архитектуре», в 1464 — «О статуе». Вместе эти труды составляют свод теории искусства времен раннего Возрождения, они сослужили великую пользу современникам и потомкам, на десятилетия вперед указав верное направление в изобразительном искусстве.
Кроме того, Альберти занимается литературой наукой, математикой, музыкой, правом, устроением государства и иностранными языками.

Альберти прекрасно чувствовал время и любил людей: его одинаково интересовали и богатый банкир, и простой крестьянин. Потому и писал свои труды он не только на латинском языке, которым владел свободно, но и на народном языке, который был понятен каждому.
Он писал о повседневной жизни, о семье, о том, как надлежит одеваться и заботиться о здоровье, о доме и о еде. Но больше всего его интересует человек, он верит в него и в его безграничные возможности.
«Природа, то есть Бог, вложила в человека элемент небесный и божественный, несравненно более прекрасный и благородный, чем что-либо смертное. Она дала ему талант, способность к обучению, разум — свойства божественные, благодаря которым он может исследовать, различать и познавать, чего должно избегать и чему следовать для того, чтобы сохранить самого себя. К этим великим и бесценным дарам Бог вложил ещё в душу человека умеренность, сдержку против страстей и чрезмерных желаний, а также стыд, скромность и стремление заслужить похвалу.
Кроме того, Бог внедрил в людей потребность в твёрдой взаимной связи, которая поддерживает общежитие, правосудие, справедливость, щедрость и любовь, а всем этим человек может заслужить у людей благодарность и похвалу, а у своего творца — благоволение и милосердие. Бог вложил ещё в грудь человека способность выдерживать всякий труд, всякое несчастье, всякий удар судьбы, преодолевать всяческие затруднения, побеждать скорбь, не бояться смерти. Он дал человеку крепость, стойкость, твёрдость, силу, презрение к ничтожным мелочам…
Поэтому будь убеждён, что человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование в бездействии, но чтобы работать над великим и грандиозным делом. Этим он может, во-первых, угодить Богу и почтить его и, во-вторых, приобрести для самого себя наисовершеннейшие добродетели и полное счастье».

pyero i alberti

Диалог художника и архитектора

Влияние архитекторов Возрождения на художников Возрождения нельзя не заметить. Вся живопись центральной Италии XV века держалась на уверенном рисунке, почти чертеже. Отсюда и стремление художника найти «своего» архитектора, того, кто станет проводником в мир точных построений, упорядоченности и гармонии.
Так согласии c видением Брунеллески рождалось новое искусство Мазаччо, взгляды Альберти повлияли на Пьеро делла Франческа и позволили ему создать новое гармоничное пространство для своих героев, сделать живопись более архитектурной. А спустя несколько десятилетий в творческом диалоге с Донато Браманте Рафаэль явит миру «Афинскую школу».
pyero i alberti
© Махмудова Р. М., текст, оформление, 2019
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Понравилась статья?
Поделитесь мнением, задайте вопрос, расскажите о ней друзьям!