ГЛАВНАЯ / ИСКУССТВО / УРБИНО — ГОРОД ИСКУССТВА И НАУКИ

Урбино — город
искусства и науки

союз художника и государя
Суровый профиль почтенного синьора в красном головном уборе на фоне пейзажа — самый узнаваемый портрет эпохи раннего Возрождения. Его создатель — Пьеро делла Франческа, превосходный живописец, выдающийся ученый, философ и гуманист. На портрете — герцог Федерико да Монтефельтро, меценат, кондотьер и правитель Урбино.
Содержание

Урбино — «разум» Возрождения

Шестидесятые и семидесятые годы XV века Пьеро делла Франческа проведет в Урбино. Это момент расцвета его искусства и работы для герцога Монтефельтро.
pyero v urbino
Панорама Урбино (Изображение)
Урбино — цветущий город, здесь развивались науки и искусства.
Правителем города был герцог Федерико да Монтефельтро — успешный кондотьер и суровый военный.
Необыкновенно примечательна личность герцога Урбинского.
В молодости во время рыцарского турнира он потерял правый глаз, кроме того, рана обезобразила его лицо. Поговаривали, что он был причастен к убийству брата, после чего захватил власть в Урбино. Из недавней расшифровки тайного письма Федерико следует, что он был одним из ключевых организаторов заговора Пацци, направленного против Медичи.

Вместе с тем, герцог покровительствовал ученым и художникам. Федерико старался собрать при дворе самых ярких представителей науки и искусства: здесь бывали Паоло Уччелло и Леон Баттиста Альберти, годами здесь работали зодчие Лучано да Лаурана и Франческо ди Джорджо Мартини, живописец Пьеро делла Франческа и ученый Лука Пачиоли.

Если соседняя Флоренция была «сердцем и душой» эпохи Возрождения, то Урбино стал ее «разумом».
Именно в Урбино талант и интерес Пьеро к математике раскрылись в полной мере.
pyero v urbino

Герцогский замок

Центром Урбино был замок правителя — фортифицированное сооружение снаружи и рафинированное палаццо внутри, оно сочетало в себе оборонительные и гражданские функции, подобно тому, как в герцоге Монтефельтро соединялись черты кондотьера и гуманиста.
pyero v urbino
Палаццо Дукале в Урбино (Изображение)
Лучано да Лаурана, главный строитель герцогского дворца, был знаком с Альберти и его трудами по теории архитектуры и возводил замок в соотвествии с его идеями.
«Дворец правителя должен поражать не грозным видом, а гармоничностью своих пропорций, красотой архитектурных форм и украшающих его предметов искусства».
pyero v urbino
Леон Баттиста Альберти
pyero v urbino

Кабинет Монтефельтро

Студиоло (кабинет) Федерико да Монтефельтро — наиболее примечательное помещение герцогского дворца.
Этот кабинет славится своим необычным декором. Верхние регистры представляет собой галерею из двадцати восьми изображений выдающихся мужчин и женщин, а нижний регистр был облицован деревянными панелями-интарсиями.
pyero v urbino
Интарсия — техника, особенно распространенная в Италии XV века, она представляет собой искусные инкрустации из разных пород дерева. Мастера интарсии достигли невероятного уровня: при помощи тончайших цветовых переходов им удавалось виртуозно передавать перспективу.

Интарсии были традиционным украшением кабинетов правителей, их использовали для створок шкафов и облицовки стен. Как правило, на них были изображены полуоткрытые шкафы с различными предметами вроде книг, глобусов, кубков, музыкальных инструментов или доспехов.
pyero v urbino
Рисунки для интарсии создавали Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа, Сандро Боттичелли и другие именитые мастера.
А том, как был увлечен интарсией Пьеро свидетельствует фон фрески «Благовещение» из Ареццо.

Двойной портрет герцогов Урбинских

В 1465 году Пьеро делла Франческа создает знаменитый Урбинский диптих, двойной портрет герцога Федерико да Монтефельтро и его супруги, герцогини Баттисты Сфорца. Позже его назовут квинтэссенцией идей эпохи Возрождения.
pyero v urbino

Пьеро делла Франческа — Урбинский диптих, ок. 1465, галерея Уффици, Флоренция
В одном из своих трактатов Леон Баттиста Альберти высказывает интересную мысль.
По его мнению, у каждого произведения искусства есть мать и отец. Матерью Альберти называет создателя картины, фрески, скульптуры или здания. Того, в чьем воображении рождается замысел, кто размышляет, работает и являет миру свое творение. Отцом же Альберти называет заказчика, который вдохновляет и финансирует работу мастера.
Именно гармония между создателем и заказчиком создает истинное произведение искусства. Подобные отношения связывали Пьеро и Федерико да Монтефельтро. Результатом стали бессмертные шедевры.
pyero v urbino
Пьеро делла Франческа — Урбинский диптих, ок. 1465, галерея Уффици, Флоренция
Перед нами наделенные властью и богатством люди своего времени.
Мужчина — господин и повелитель, и, под стать ему, благородная женщина. Они уверенно и спокойно доминируют над пейзажем. Они — люди нового времени, властители своей судьбы и окружающего мира.
Именно такой человек, как Федерико, способен познать мир, подчинить его своей воле и добиться всего, к чему он устремлен своим разумом.

Важно, что и Баттиста Сфорца, супруга герцога, была не совсем обычной женщиной. Герцогиня была не только прекрасно образована, но и занимала положение, немыслимое для женщины XV века. Она не сидела под замком во дворце, а была верной соратницей своего мужа. Федерико полностью доверял ей и, отправляясь в военные походы, оставлял ее хозяйкой и правительницей вместо себя.
pyero v urbino
Одна из главных особенностей живописи Пьеро — величественная неподвижность. Герцог и герцогиня словно замерли в торжественном молчании и напоминают изображения с античных медалей.
Медальерное искусство, возрожденное мастером Пизанелло в середине XV века, стало отправной точкой для создания портретов, жанра в те времена редкого и дорогого. Только по-настоящему богатый человек мог позволить себе иметь собственное изображение.
pyero v urbino
Два портрета, объединенные в диптих, как любая медаль, имеет оборотную сторону.
На фоне пейзажа художник изображает две повозки движущиеся навстречу друг другу, так называемые триумфы на манер античности (аллегорические выезды, прославляющие героев).

Так, на стороне герцога — сам Федерико в сияющих доспехах, его венчает аллегория Победы, стоящая позади него. Рядом с ним добродетели: сила, воздержание, справедливость и мудрость.
Повозка герцогини запряжена парой единорогов, они символизируют чистоту и целомудренность Баттисты. Рядом с ней главные христианские добродетели: вера, надежда и милосердие.
Интересно, что правят обеими повозками амуры, символизирующие любовные узы, связывающие супругов перед Богом и людьми.
pyero v urbino
Пьеро делла Франческа — Урбинский диптих (сторона Б), ок. 1465, галерея Уффици, Флоренция
Особое значение имеет пейзаж. Природа позволяет показать превосходство и значительность персонажей. Кроме того, пейзажный фон добавляет глубину и объем живописному произведению.

Важно, что Пьеро делла Франческа в своем творчестве развивал идеи представителей северного Возрождения. Взгляните на «Мадонну канцлера Ролена» работы Ван Эйка, а точнее на традиционный для фламандской живописи пейзажный фон, так напоминающий природу Урбинского диптиха.
За умение освещать свои произведения столь выразительно и живо современники называли Пьеро «Маэстро света». В этом смысле он самый нетипичный художник центральной Италии, ведь подобной светоносностью славились шедевры художников северной Европы.

Драгоценности герцогини и богатая ткань ее платья роднит Урбинский диптих с шедевром Жана Фуке, художника из Франции, совершившего путешествие в Рим в сороковых годах XV века.
pyero v urbino

Алтарь Монтефельтро:
архитектурная живопись

В 1472 году Пьеро вновь напишет портрет своего покровителя для алтаря Монтефельтро. Долгое время эта работа хранилась во францисканской церкви Сан-Бернардино в окрестностях Урбино, ставшей усыпальницей для герцогов Монтефельтро. Сегодня алтарь экспонируется в галерее Брера в Милане.
pyero v urbino
Пьеро обращается к традиционному сюжету Святого собеседования, в ходе которого Дева Мария с младенцем Иисусом изображается в окружении святых и, нередко, заказчиков произведения. Коленопреклоненный герцог Монтефельтро справа возносит молитвы Мадонне и младенцу Христу, слева Иоанн Креститель словно предлагает зрителю последовать его примеру.

Герцог Монтефельтро заказывает Пьеро алтарь, желая почтить память супруги Баттисты Сфорца. В 1472 году она подарила ему сына Гвидобальдо, но вскоре умерла, не оправившись после родов. В торжественной абсолютной тишине Федерико молится за младенца Христа и скорбит по своей возлюбленной супруге.
pyero v urbino
Пьеро делла Франческа — алтарь Монтефельтро, 1472, пинакотека Брера, Милан
Необычайно пространство алтаря Монтефельтро, насыщенное символами, построенное по законам геометрии, наполненное светом и воздухом.

В своих поздних работах Пьеро наиболее ярко проявляет свой интерес к сложным перспективным построениям. В этом смысле пространство алтаря Монтефельтро — синтез живописи и классической архитектуры Леона Баттиста Альберти. Великому Альберти не удалось до конца и на практике воплотить все свои идеалы, но именно такой могла бы быть его архитектура при должном ее развитии.

Обратите внимание на точку схода, — страусиное яйцо, подвешенное на золотой цепи, древний символ жизни, кроме того страус был одним из геральдических символов Монтефельтро.
pyero v urbino
Пьеро делла Франческа — алтарь Монтефельтро, 1472, пинакотека Брера, Милан

Мадонна Сенигаллии:
триумф Пьеро

«Мадонна Сенигаллии» — одна из последних работ Пьеро делла Франческа.
pyero v urbino
Пьеро делла Франческа — Мадонна Сенигаллии, ок. 1470, Национальная галерея Марке, Урбино
В обычной комнате Пьеро изображет Деву Марию с младенцем Иисусом и двумя ангелами.
Но по-настоящему главную роль в этой небольшой картине играет солнечный свет. Необычайно реалистичный, он врывается в окна и освещает комнату, мягко подсвечивая белокурые волосы ангела и вуаль на голове Мадонны. Этот свет, словно божественный дух, насыщает пространство картины.

Персонажи исполнены покоя и мудрости, их божественная природа очевидна, они будто не нуждаются в дополнительном изображении нимбов. Это говорит о том, что изменилась не только живопись, изменился и зритель: теперь он видит и чувствует искусство без наивных средневековых символов, доказывающих божественность персонажей.

Солнечный свет на последней картине великого художника, ученого и философа вновь возвращает нас во Флоренцию тридцатых годов XV века, когда молодой Пьеро делает свои первые шаги, внимательно наблюдая за манерой своего учителя Доменико Венециано и за новой живописью нидерландских мастеров.
pyero v urbino
Еще рано говорить о Караваджо, но уже в живописи Пьеро многое предвосхищает его появление.
pyero v urbino

Идеальный город Возрождения

Все идеи, витавшие в воздухе Урбино, в полной мере воплотились в картине «Идеальный город». Ее автором в разное время называли и Пьеро, и Франческо ди Джорджо Мартини, но вопрос аттрибуции «Идеального города» до сих пор открыт.
pyero v urbino
Неизвестный художник — Идеальный город, 1480−1490, Национальная галерея Марке, Урбино
Перед нами безлюдная городская площадь, классическая архитектура в духе Альберти. Этот пустынный мир будто объят сном, но как все в нем разумно и уравновешено! Природа отступает, подчиняясь человеку и науке, склоняется перед искусством.

«Идеальный город» стал воплощением гармонии человеческой жизни и символом Возрождения в Урбино. Идея «Идеального города» еще долгие десятилетия волновала художников и архитекторов центральной Италии. Символом этой идеи стал классический храм, определяющий пространство. Его можно увидеть у Перуджино и Рафаэля.
Пьетро Перуджино - Обручение Девы Марии, ок. 1503, музей Изящных искусств, Кан
Рафаэль - Обручение Девы Марии, 1504, пинакотека Брера, Милан

Последние годы и наследие Пьеро

Последние десятилетия своей жизни Пьеро жил со своей семьей в родном Борго Сан-Сеполькро, был членом городского совета и писал труды, посвященные перспективе и математике.
Потерявший зрение, достигший славы и наживший большое состояние, Пьеро делла Франческа умирает в 1492 году. В один год с ним во Флоренции умирает Лоренцо Великолепный, главный меценат эпохи Возрождения, а Колумб открывает Новый свет. Так заканчивается раннее Возрождение.
pyero v urbino
Пьеро делла Франческа — Воскресение Христа, 1463−1465, Городской музей, Сан-Сеполькро

Значение искусства Пьеро

Пьеро изменил все. Под влиянием его произведений не только взрослел стиль многих художников, изменялся и статус художника Возрождения. Уходили в прошлое художники-ремесленники, их место занимали художники-ученые, художники-философы, художники-гуманисты.

Минуло Возрождение, и о Пьеро перестали говорить критики и историки искусства. Лишь в XX веке великий итальянский искусствовед Роберто Лонги вновь открывает величие фигуры Пьеро делла Франческа.

Но во все времена о Пьеро помнили художники. Для них он стал яркой путеводной звездой, с искусством Пьеро был знаком каждый большой художник центральной Италии:

  • его объемные колоссальные персонажи встречаются на фресках Мелоццо да Форли, Лоренцо да Витербо и Бартоломео делла Гатта;
  • Джованни Санти, придворный художник из Урбино, видит в Пьеро пример для подражания и обучает его приемам сына, юного Рафаэля;
  • Леонардо занимается проблемой света;
  • Лука Синорелли, а вслед за ним и Микеланджело в восторге от монументальных фигур Пьеро;
  • пройдут века, появятся Караваджо, караваджисты, футуристы, художники-метафизики и кинематограф неореализма…
и никогда творцы не забудут Пьеро, сына Франчески, из Борго Сан-Сеполькро.

© Махмудова Р. М., текст, оформление, 2019
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Хотите узнать больше?

Приходите на лекции в Москве и изучайте историю, искусство и культуру Италии
Понравилась статья?
Поделитесь мнением, задайте вопрос, расскажите о ней друзьям!