ГЛАВНАЯ / ИСКУССТВО / ПЬЕРО В АРЕЦЦО

Пьеро делла Франческа
в Ареццо



цикл Животворящего креста
Фрески Пьеро делла Франческа в Ареццо — вершина итальянской живописи XV века. На тот момент в манере художника не просто умещались все достижения нового искусства, но и, измененные его грандиозным талантом, они сложились в уникальный стиль Пьеро, обогнавшего всех без исключения живописцев.
Содержание

Начало работы и сюжет

В 1452 году Пьеро приезжает в Ареццо и принимает предложение от богатого купца Джованни Баччи расписать большую капеллу в местной церкви Святого Франциска.
До Пьеро в капелле работал другой живописец, позднеготический мастер Лоренцо де Биччи.
Именно с его смертью связана передача заказа Пьеро. Биччи успел расписать потолок в традиционном стиле и создать сцену Страшного суда на входной арке.
Пьеро берется за работу и создает один из самых масштабных фресковых циклов XV века, — истории Животворящего креста.
pyero v aretstso

По сути это иллюстрации Золотой легенды, составленной Иаковым Ворагинским из христианских легенд и народных сказаний.
Золотая легенда восходит к XIII веку и с присущей средневековому человеку любовью к чудесам повествует об истории дерева, из которого был сделан крест Господень: от смерти Адама до воздвижения креста в Иерусалиме императором Ираклием.

  1. Перед смертью Адам посылает своего сына Сета к архангелу Михаилу, и тот передает ему несколько зерен от древа познания добра и зла, их кладут в рот Адаму перед смертью. Из зерна произрастает дерево, которое Соломон захотел использовать при строительстве храма, однако дерево не подошло, оказываясь то слишком высоким, то слишком низким. Решено было сделать из него мост для перехода через реку.
  2. Царице Савской на пути к Соломону у моста является видение, она преклоняет колени перед священным деревом и передает Соломону пророчество, что от дерева этого придет конец царству иудеев.
  3. Соломон приказывает перенести дерево и скрыть его в купели для овец. Дерево всплывает и из него крест, на котором будет распят Иисус Христос. После чего крест был утрачен.
  4. Триста лет спустя император Константин накануне битвы с Максенцием видит пророческий сон: к нему является ангел и предрекает победу, в случае, если он поведет войско под знаком креста.
  5. Константин побеждает и становится римским императором.
  6. После обращения в христианство он отправляет мать, Святую Елену, на поиски истинного креста. О том, где скрыт крест знает иудей по имени Иуда. Его держали в колодце шесть дней, на седьмой он открывает, что крест погребен под храмом Венеры.
  7. Елена приказывает разрушить храм, после чего из-под земли достают три креста с Голгофы. Истинный крест Спасителя удается распознать, когда его тень воскрешает умершего юношу. Елена торжественно возвращает реликвию в Иерусалим.
  8. Три века спустя крест был похищен персидсим царем Хосровом. Византийский император Ираклий идет войной, побеждает и обезглавливает Хосрова.
  9. После чего, пеший и босой, возвращает крест Господень в Иерусалим.
Также цикл дополнен Благовещением.

Прочтение фресок

Эта наивная и не совсем складная средневековая легенда у Пьеро превращается торжественное и значительное повествование. Он наполняет готическую структуру капеллы фресками, созданными с учетом самых передовых способов применения света и перспективы.
pyero v aretstso
Пьеро делла Франческа — Обретение и испытание животворящего креста (фрагмент), 1452−1466, церковь Сан-Франческо, Ареццо
Представленные выше фрески исполнены в трех регистрах.
Пьеро нарушает хронологическую последовательность историй и группирует их таким образом, чтобы общая композиция была пирамидальной, что придает ей ту самую ренессансную ясность, упорядоченность, гармонию и значительность.
Так в основании он размещает насыщенные батальные сцены, на втором уровне представлены многолюдные «придворные» эпизоды, а верхний регистр расписан воздушными фресками, действие которых происходит на природе.
pyero v aretstso

Фреска «Смерть Адама»

Фреска, открывающая цикл, «Смерть Адама», единовременностью происходящих в ней событий, размещенных в едином пространстве, вновь возвращают нас к «Чуду со статиром» работы Мазаччо.
Особого упоминания заслуживают персонажи, которыми Пьеро наполняет сюжет. Перед нами яркие индивидуальности, полные достоинства. Кажется, эти лица и позы можно рассматривать бесконечно.

Обратите внимание, как реалистично художник передает анатомию Адама и Евы, доживших до глубокой старости.
pyero v aretstso
Фигуры вновь неподвижны, даже крик-оплакивание умершего Адама кажется беззвучным. Атмосфера торжественна, словно герои участвуют в загадочной священной церемонии.

Фреска «Соломон и царица Савская»

Фреска «Прибытие к царю Соломону царицы Савской» своим композиционным построением напоминает уже известное «Бичевание Христа» с его разделением колоннами на две сцены с единой точкой схода.
Мир Пьеро не только разумен, но и поэтичен. Его красками, деталями и узнаваемой атмосферой можно любоваться бесконечно.
«В этих фресках много прекрасных наблюдений и телодвижений, заслуживающих одобрения; так, например, одежды служанок царицы Савской, выполненные в манере нежной и новой, а также многие портреты, изображающие людей древности и очень живые».
pyero v aretstso
Джорджо Вазари
«Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»
Пьеро делла Франческа - Прибытие царицы Савской к царю Соломону, 1452-1466, церковь Сан-Франческо, Ареццо
Пьеро делла Франческа - Принесение креста в Иерусалим, 1452-1466, церковь Сан-Франческо, Ареццо
Интересно, что в самой Золотой легенде эпизоду встречи Соломона с царицей Савской не уделяется особого внимания, но Пьеро использует его для проведения параллелей с важными событиями современной жизни.
Встреча двух правителей вновь напоминает о единстве двух церквей. На это указывает и возможное изображение яркого участника Ферраро-флорентийского собора Виссариона Никейского, и жест согласия.
Пьеро делла Франческа - Бичевание Христа, 1450-1460, Национальная галерея Марке, Урбино
Пьеро делла Франческа - Прибытие царицы Савской к царю Соломону, 1452-1466, церковь Сан-Франческо, Ареццо
Сгруппированность персонажей вокруг ключевых фигур фрески, а также соразмерность пространству вновь вызывают в памяти «Чудо со статиром» с полными веры и достоинства апостолами, создающими почтительный полукруг у фигуры Христа.
Мазаччо - Уплата подати, капелла Бранкаччи, 1424-1428, Санта-Мария дель Кармине, Флоренция
Пьеро делла Франческа - Прибытие царицы Савской к царю Соломону, 1452-1466, церковь Сан-Франческо, Ареццо
О развитии и совершенствовании стиля Пьеро говорит и архитектурное пространство, в котором размещены персонажи. Оно, светлое, благородное и соразмерное человеку, без сомнения говорит о знакомстве Пьеро с идеями Леона Баттисты Альберти.
Пьеро делла Франческа - Бичевание Христа, 1450-1460, Национальная галерея Марке, Урбино
Пьеро делла Франческа - Прибытие царицы Савской к царю Соломону, 1452-1466, церковь Сан-Франческо, Ареццо

Фреска «Сон Константина»

Самый значительной фреской, жемчужиной капеллы Животворящего креста, важнейшим достижением живописи Пьеро делла Франческа и своего рода предчувствием Караваджо можно назвать «Сон Константина».
Накануне сражения с Максенцием императору привиделся ангел, который предрек ему победу в случае, если он вступит в бой под знаком креста Господня.
pyero v aretstso
Пьеро создает фреску наполненную мистической, инопланетной красотой.
Это изображение не имеет ничего общего с наивными и средневековыми чудесами. Источник этой красоты мягкий свет, исходящий от ангела.
Пьеро делла Франческа - Сон Константина, 1452-1466, церковь Сан-Франческо, Ареццо
Аньоло Гадди - Сон Ираклия, 1385-1387, Санта-Кроче, Флоренция
«Превыше всего проявились его талант и искусство в том, как он написал ночь и ангела в ракурсе, который спускается головой вниз, неся знамение победы Константину, спящему в шатре под охраной слуги и нескольких вооруженных воинов, скрытых ночной тьмой, и освещает своим сиянием и шатер, и воинов, и все околичности с величайшим чувством меры. Ибо Пьеро показывает в изображении этой тьмы, как важно подражать природным явлениям, выбирая в них самое существенное. А так как он это сделал отличнейшим образом, он дал возможность новым художникам следовать за ним и достичь той высшей ступени, которая, как мы видим, достигнута в наши дни».
pyero v aretstso
Джорджо Вазари
«Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»
pyero v aretstso

Батальные сцены

«Битва Константина с Максенцием» — масштабная батальная сцена. Несмотря на плохую сохранность невозможно не отметить необыкновенную светоносность фрески. Осколок реки, отражение неба в нем, весенний пейзаж и тосканская деревушка в дали, рваные облака и блеск доспехов, — все в этой фреске до краев наполнено светом.
pyero v aretstso
Пьеро делла Франческа — Победа Константина над Максенцием, 1452−1466, церковь Сан-Франческо, Ареццо
И тут важно вспомнить батальную сцену Паоло Учелло, с ее фантастическим, утопающим в ночной тьме хаосом, подчиненным законам перспективы. Баталия Пьеро — существенный шаг вперед, здесь та же перспектива, но повествование стройное и ясное и реалистичное.
Пьеро делла Франческа - Победа Константина над Максенцием, 1452-1466, церковь Сан-Франческо, Ареццо
Паоло Уччелло - Битва при Сан-Романо, 1456, галерея Уффици, Флоренция
И Пьеро вновь проводит параллели со своим временем: в образе императора Константина, ведущего войска к победе под знаком креста он изображает византийского императора Иоанна VIII Палеолога, то ли надеясь, то ли призывая к войне за освобождение захваченного Константинополя.
pyero v aretstso
На противоположной стене капеллы — «Битва Ираклия с Хосровом».
pyero v aretstso
Пьеро делла Франческа — Поражение Хосрова, 1452−1466, церковь Сан-Франческо, Ареццо
«Он в одном сражении выразительно изобразил страх, смелость, ловкость, силу и все прочие страсти, которые можно наблюдать у сражающихся, а также и всякие иные случайности во время почти невероятной резни и свалки раненых, поверженных и убитых. За изображение на этой фреске блеска оружия Пьеро заслуживает величайшего одобрения».
pyero v aretstso
Джорджо Вазари
«Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»
pyero v aretstso
Пьеро делла Франческа — Поражение Хосрова, 1452−1466, церковь Сан-Франческо, Ареццо
Завершает цикл фреска, на которой Ираклий со свитой, пеший и босой, смиренно возвращает крест Господень в Иерусалим.
Обратите внимание на необычные головные уборы персонажей. Пьеро снова проводит параллель с современными событиями. Ведь именно так выглядели священники священники, что в 1439 году собрались во Флоренции на собор, провозгласивший единство двух христианских церквей, греческой и римской.
pyero v aretstso
Пьеро делла Франческа — Принесение креста в Иерусалим, 1452−1466, церковь Сан-Франческо, Ареццо

Реставрация фресок Ареццо

Важно также упомянуть о реставрации, проведенной лучшими итальянскими экспертами в конце XX века. В ходе грандиозной реставрационной кампании было остановлено катастрофическое разрушение фресок, воссозданы многие утраченные фрагменты, а цветам вернули первоначальную яркость и глубину.
И сегодня цикл Животворящего креста сияет светом и красками почти как во времена Пьеро.
pyero v aretstso

«Мадонна дель Парто» — чудо в Монтерки

Во время работы над фресками в Ареццо Пьеро был также занят выполнением других заказов, которые заставляли его путешествовать по центральной Италии. Так Пьеро отправляется в Монтерки, небольшой городок по соседству с родным Борго Сан-Сеполькро. Здесь в маленькой часовне на городском кладбище он создает свою самую трогательную фреску, — «Мадонна дель Парто» или «Мадонна родов».
pyero v aretstso
Пьеро делла Франческа — Мадонна дель Парто, 1460−1470, Городской музей, Монтерки
Именно в этой фреске инопланетное, вневременное искусство Пьеро предстает во всей полноте. Перед нами распахнутый шатер в центре которого не просто Дева Мария, а женщина, которая вот-вот должна родить.
Зритель будто присутствует при таинстве, он — свидетель настоящего чуда. Все в этой фреске носит ритуальный характер: и аскетичное пространство, и симметричные ангелы, поддерживающие ткань шатра, и величественная неподвижность фигуры Мадонны.

Пройдут десятилетия, и великий Рафаэль, высоко почитающий Пьеро, представит миру свое видение материнской любви.
Пьеро делла Франческа - Мадонна дель Парто, 1460-1470, Городской музей, Монтерки
Рафаэль - Сикстинская мадонна, 1513-1514, Дрезденская галерея
Интересно, что Монтерки — родина матери самого Пьеро. Художник не просто пишет фреску на религиозную тему, но и создает посвящение всем матерям.
К этому же времени относится изображение Марии Магдалины в соборе Ареццо.

Достаточно одного взгляда на образы, созданные художником, и не стается сомнений: и мадонна дель Парто, и мадонна Мизерикордии, и Мария Магдалина — одна и та же женщина, на протяжении всей жизни вдохновляющая и направляющая Пьеро.
pyero v aretstso

«Воскресение Христа»
в Сан-Сеполькро

Еще одна важная работа Пьеро — «Воскресение Христа», созданная по заказу городского совета Борго Сан-Сеполькро. Эта фреска и сегодня официальный символ города.
Пьеро — уникальный художник, каждый традиционный сюжет он трактует по-своему, наполняя невиданной прежде новизной и выразительностью.
pyero v aretstso
Пьеро делла Франческа — Воскресение Христа, 1463−1465, Городской музей, Сан-Сеполькро
Тихий предрассветный час, зима или ранняя весна, холодный ветер и тосканские холмы, укрытые туманной дымкой. Все вокруг пребывает в сонном оцепенении, и природа, и стражники.
И в центре, атлетическая фигура воскресшего Христа. Он, победивший смерть, словно античный герой попирает собственный саркофаг. Вдали рождается новый день и пробуждается природа.
Обратите внимание на деревья: слева лишь черные безжизненные ветви, справа — первые весенние листья.

Духовным центром фрески, безусловно, является лицо Спастеля. Исполненное с необычайной выразительностью, он притягивает как магнит. Это не эфемерное изображение прекрасного божества. Зритель будто смотрит в глаза человеку, прошедшему через смерть и невероятные муки.
pyero v aretstso
Пьеро делла Франческа — Воскресение Христа, 1463−1465, Городской музей, Сан-Сеполькро

Благовещение из Перуджи

Национальная галерея Перуджи хранит полиптих Святого Антония.
pyero v aretstso
Пьеро делла Франческа — полиптих Святого Антония Падуанского, ок. 1460, Национальная галерея, Перуджа
«Пьеро выполнил также и в Перудже много произведений, которые можно видеть в этом городе, как, например, в церкви монахинь Святого Антония Падуанского на доске темперой — Богоматерь с младенцем на коленях и с предстоящими Святым Франциском, Святой Елизаветой, Святым Иоанном Крестителем и Святым Антонием Падуанским. Наверху же — прекраснейшее Благовещение с ангелом, который будто в самом деле нисходит с неба, но более того, тут же изображена и поистине прекрасная перспектива с уменьшающимися колоннами».
pyero v aretstso
Джорджо Вазари
«Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»
Светлая, устремленная в бесконечность перспектива, — центр всего «Благовещения». Пьеро в своем творчестве развивает идею построения пространства, оставляя далеко позади Паоло Уччелло, посвятившего всю жизнь изучению одной лишь перспективы. Пьеро, ученый и живописец, находит идеальное равновесие между наукой и искусством.
pyero v aretstso
Пьеро делла Франческа — Благовещение, полиптих Святого Антония Падуанского, ок. 1460, Национальная галерея, Перуджа
© Махмудова Р. М., текст, оформление, 2019
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Это интересно:

Узнайте, что еще полезного есть на этом сайте
все для вашего путешествия
изучайте онлайн
афиша и билеты
авторские украшения и не только