По следам
Пьеро делла Франческа



на заре нового искусства
Жизнь Пьеро делла Франческа окутана тайной. Точно известно о нем немногое: есть несколько дат и документов, которые позволяют проследить его творческий путь. При этом шедевры художника будто окутаны туманом: неясны точные датировки, спорны аттрибуции, многозначны сюжеты его работ.
Лишь в начале XX века великий итальянский историк искусства Роберто Лонги всерьез занимается загадочной фигурой Пьеро делла Франческа. Титанический труд Лонги, его многолетнее исследование, позволило многое прояснить в творческой биографии великого мастера.
Чтобы узнать и понять Пьеро, необходимо совершить увлекательное путешествие по городам центральной Италии, по тому времени, в которое он жил, познакомиться с самим художником, с заказчиками, с теми кто вдохновил его, и с теми, кто последовал за ним.
Содержание

Борго Сан-Сеполькро:
первые годы Пьеро

Пьеро делла Франческа родился в городке Борго Сан-Сеполькро на пересечении границ Тосканы, Умбрии и Марке. Именно здесь, в городах и деревушках центральной Италии он создаст свои лучшие произведения. Пьеро будет много путешествовать, но всегда будет возвращаться в родной городок.
Точная дата его рождения неизвестна, принято считать, что он появился на свет примерно в 1420 году.
Детство Пьеро проводит в Борго Сан-Сеполькро. Чтобы продолжить дело отца, торговца кожей и шерстью, он отправляется в школу изучать математику. И вскоре она становится его главным увлечением.
Когда умер отец, Пьеро оставшись на воспитании у одной лишь матери, понимает, что хочет заниматься живописью.
К сожалению, сведения о первых шагах Пьеро в качестве художника не сохранились. Очевидно, что юному рисовальщику надо было где-то учиться, а в небольшом тосканском городке отсутствовала художественная школа и свои традиции.
Так Пьеро делла Франческа оказывается во Флоренции.

Пребывание во Флоренции

Первое документальное упоминание о Пьеро делла Франческа относится к 1439 году. Это платежный документ. Место действия — Флоренция. Назначение — оплата за работу художникам Доменико Венециано и Пьеро из Борго.
Из документа следует, что художники заняты росписью церкви Сант-Эджидио. До наших дней она не сохранилась, тем не менее, эта работа считается началом карьеры Пьеро.

Пьеро уже не мальчик и вряд ли подмастерье. Ведь в платежных документах указывались только важные фигуры. Возможно, Пьеро уже был самостоятельным художником и партнером Доменико Венециано.
Пребывание во Флоренции имело решающее значение для художественного развития Пьеро. Работая бок о бок с Доменико Венециано, он изучает стиль этого художника. Алтарь Санта-Лючия из галереи Уффици, самое известное произведение Доменико Венециано.
Перед вами уникальный шедевр: пространство, сформированное сложной архитектурной конструкцией и наполненное воздухом и солнечным светом.
po sledam pyero della francheska
Доменико Венециано — алтарь Санта-Лючия деи Маньоли, 1445−1447, галерея Уффици, Флоренция
Позднее эта согласованность фигур и архитектуры, сияние красок и церемониальная торжественность станут основой для развития уникальной живописи Пьеро делла Франческа.
Доменико Венециано - алтарь Санта-Лючия деи Маньоли, 1445-1447, галерея Уффици, Флоренция
Пьеро делла Франческа - Мадонна Сенигаллии, ок. 1470, Национальная галерея Марке, Урбино
Молодой Пьеро был во Флоренции в самые важные годы, когда она представляла собой кузницу эпохи Возрождения.
Здесь он знакомится с идеями Филиппо Брунеллески в области построения пространства, Мазаччо и Донателло дают ему представление о пластике фигур, он вместе с Паоло Уччелло увлечен законами перспективы, видит сияющие краски Беато Анджелико, перенимает натурализм у художников Фландрии.

Позже, когда Пьеро станет настоящим мастером живописи, в его творчестве проявится мощная объединяющая сила всего лучшего, что существовало в искусстве Италии в первой половине XV века. Он, как никакой другой художник, сумел довести до высшей степени развития основы флорентийской живописи, сочетать ее с приемами нидерландской школы и способствовать распространению в значительной части Италии принципов нового искусства.

«Крещение Христа»
первый шедевр Пьеро

Примерно в 1440 году Пьеро возвращается домой в Борго Сан-Сеполькро. К этому времени относится его первая самостоятельная работа «Крещение Христа» для местной церкви Сан-Джованни. Она оставалась в Италии до 1857 года, когда была выкуплена для собрания лондонской Национальной галереи, где и хранится сегодня.
po sledam pyero della francheska
Пьеро делла Франческа — Крещение Христа, 1440, Национальная галерея, Лондон
Крещение Христа — евангельский сюжет, типичный для раннего Возрождения, но в случае с Пьеро — нетипична форма. Уже первая работа погружает нас в уникальный мир Пьеро.

Этот удивительный шедевр пронизан светом и источает свет. В центре — фигура Христа, своей неподвижностью она напоминает статую из мрамора или слоновой кости и перекликается со стволом дерева. Этот же ствол и ноги Христа, Иоанна Крестителя и ангелов слева задают произведению торжественный ритм. А небо отражается в прозрачной воде.

В глубине изображена еще одна фигура человека, снимающего одежду. Возможно, это сам Иисус некоторое время назад, а возможно и человек, ожидающий принятия крещения.

Мир Пьеро напоминает мир Мазаччо: все тот же аскетичный пейзаж, дневной свет, прохлада и все та же особая наполненность каким-то прозрачным воздухом, который бывает, кажется, только в Тоскане.
po sledam pyero della francheska
Есть в Крещении и параллели с важными историческими событиями.
Обратите внимание на персонажей, сгруппированных справа. Их восточные одежды и головные уборы позволяют опознать византийских священников. И это неслучайно.

Вторая половина тридцатых годов XV века время проведения Ферраро-флорентийского собора, на котором произошло важное для всей Европы событие. В ходе этого собора было утверждено единство римской и византийской церквей. Будучи в Флоренции в 1439 году, Пьеро стал свидетелем того, как весь город встречал Папу Римского, кардиналов, византийского императора Иоанна VIII Палеолога и самых важных людей своего времени, собравшихся для участия в соборе.

На единство церквей указывает и группа ангелов слева. Традиционно в сцене крещения ангелы держат одежды Христа. Но в данном случае ангелы пожимают руки друг друга, словно утверждая согласие.
po sledam pyero della francheska
Сгруппированность и жесты ангелов напоминают о традиционном изображении трех Граций, древнего символа гармонии.
Стилистически же фигуры Пьеро напоминают поющих и танцующих мальчиков с такими же цветами в волосах, которых изваял Лука делла Роббиа для певческой кафедры собора Санта-Мария дель Фьоре как раз в те годы, когда Пьеро был во Флоренции.
po sledam pyero della francheska
Но главное в этой работе — само таинство крещения, удивительно поэтично преданное Пьеро. В момент полной неподвижности, звенящей, торжественной тишины, в момент, пойманный между двумя ударами сердца, из чаши проливается вода на голову Иисуса, над ним словно из воздуха появляется голубь, символизирующий божественный дух. И земной человек становится Спасителем.
po sledam pyero della francheska

«Мадонна Мизерикордии»:
звезда родилась

В 1445 году в Сан-Сеполькро представители братства Мизерикордия (ит.: Милосердия) обращаются к Пьеро и заказывают ему алтарный образ. Сегодня он хранится в городском музее Сан-Сеполькро.
po sledam pyero della francheska
Пьеро делла Франческа — полиптих Мизерикордия, 1448, пинакотека, Сан-Сеполькро
По контракту художнику предстояло завершить работу за три года, но Пьеро нарушает соглашение и работает до 1468 года.
Кроме того, в контракт было внесено условие консервативных заказчиков: использование дорогих красок и золота для фона.
po sledam pyero della francheska
Пьеро делла Франческа — полиптих Мизерикордия, 1448, пинакотека, Сан-Сеполькро
Согласно исследованиям, самая древняя часть алтаря — панель с изображениями Иоанна Крестителя и Святого Себастьяна.
На архаичном, навязанном художнику, золотом фоне изображены необыкновенно реалистичные, полнокровные, объемные фигуры. В этих персонажах, величественных и исполненных достоинства, отчетливо прослеживается влияние основателей флорентийского Возрождения, Мазаччо и Донателло.
po sledam pyero della francheska
Также Пьеро находится под впечатлением драматичного и пронзительного Распятия, которое создал Мазаччо для своего знаменитого пизанского полиптиха. Трагическому осязаемому оплакиванию Христа у Мазаччо Пьеро противопоставляет небывалую, почти церемониальную, торжественность и скорбь, застывшую в своей высшей кульминации.
po sledam pyero della francheska
Композиционным и духовным центром алтаря является изображение мадонны Милосердия. Пьеро использует традиционную иконографию: Дева Мария, к которой традиционно обращались с молитвой о защите и помощи, укрывает верующих плащом.

Пьеро многократно усиливает это изображение. Его мадонна — монументальный колосс, символ спасения, она сама становится церковью, где верующие находят защиту и молят о милосердии. Свинцовые складки плаща Девы Марии формируют полукруглое пространство, в котором симметрично размещаются фигуры по церковным правилам того времени: мужчины с одной стороны, женщины с другой.

Обратите внимание на женские лица: Пьеро изображает одну и ту же женщину в разных ракурсах, виртуозно владея моделирующей светотенью.
Также примечательно изображение одного из мужчин: перед вами автопортрет молодого Пьеро (третий слева).
po sledam pyero della francheska
Крещение и Мадонна делла Мизерикордия стали первыми самостоятельными произведениями художника. И они уже исполнены в его уникальной, узнаваемой манере. Торжественность и неподвижность — характерные черты всех работ Пьеро делла Франческа.
po sledam pyero della francheska

Путешествия Пьеро

C пятидесятых годов XV века Пьеро много путешествует и работает для самых могущественных правителей Италии. Есть сведения о его поездках в Анкону и Пезаро, но не подтверждения в виде сохранившихся работ. Известно также, что Пьеро работает в Ферраре для маркиза Леонелло Д'эсте, одного из самых крупных меценатов раннего Возрождения. Но, к сожалению, фрески во дворце и в соборе Сант-Агостино также были утрачены. Однако где бы ни появлялся Пьеро, он неизменно притягивал внимание всех живописцев, удивлял своей манерой и создавал необычайное оживление в культурной жизни любого города.

В это время Пьеро создает два произведения: Святой Иероним с донатором и Кающийся святой Иероним. Эти работы объединяет не только фигура Святого, но и все тот же аскетичный пейзаж в духе Мазаччо: равнины и холмы Тосканы, окутанные прозрачным светом.

po sledam pyero della francheska
© Махмудова Р. М., текст, оформление, 2019
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Понравилась статья?
Поделитесь мнением, задайте вопрос, расскажите о ней друзьям!