С чего начинается эпоха Возрождения?

Конкурс 1401 года
Когда и с чего начинается эпоха Возрождения?
Существует мнение, которое разделяют наиболее авторитетные итальянские историки искусства. Отправной точкой развития нового стиля во Флоренции считается событие, произошедшее в жизни города в 1401 году.
Содержание

1. Начало XV века во Флоренции

В начале XV века Флоренция была самым передовым, густонаселенным и богатым городом в Европе.
В этом центре общественной жизни, культуры и торговли имелись главные условия для развития:
s chego nachinayetsya vozrozhdeniye
1. Постоянное движение
Во Флоренции без конца циркулировали люди, идеи, товары и концентрировались деньги и творческая энергия.

2. Экономический расцвет
Флоренция — богатейший европейский город, среди ее жителей банкиры и купцы, сколотившие огромные состояния. Они известны своей страстью к коллекционированию и заказу произведений искусства, как для личного, так и для общественного блага.

3. Передовое политическое устройство
Флоренция была республикой, феодалы практически не участвовали в ее управлении, власть была сосредоточена в руках буржуазии — крупных банкиров и цеховых объединений. К тому же власть не застаивалась в одних руках, выборная система постоянно обновляла городской совет, управлявший Флоренцией.

4. Патриотизм
Флоренцию начала XV века отличает небывалый, закаленный в боях, патриотизм. В 1406 году победой закончилась изнурительная война с Пизой, политическим и торговым соперником республики. Флоренция воспряла духом, а ее жители мечтали прославить подвиги и величие родного города.
В такой Флоренции художники, скульпторы и архитекторы при поддержке банкиров, гильдий купцов и ремесленников начинают развивать новое искусство, которое позже назовут Возрождением.
Здесь аристократичная культура старого мира уступит место новому времени, времени гуманизма, познания и восхищения античностью.
Очень скоро новые веяния охватят всю Италию, а потом и Европу.

2. Конкурс 1401 года

Напротив главного входа в собор Санта Мария дель Фьоре находится Баптистерий Сан-Джованни, самый древний и посещаемый городской храм.
Попечители баптистерия, представители гильдии Калимала, при поддержке флорентийской Синьории объявляют конкурс на лучший проект для недостающих бронзовых ворот.
На тот момент у Баптистерия существовали лишь одни ворота, созданные более 70 лет назад мастером Андреа Пизано. Для завершения проекта не хватало двух других.
s chego nachinayetsya vozrozhdeniye
Андреа Пизано — Южные ворота, 1330, баптистерий Сан-Джованни, Флоренция
Победитель конкурса получал заказ на отливку рельефов из бронзы для северных ворот по своему замыслу. Надо сказать, что за эту работу готовы были побороться многие.

Заказчики, члены гильдии Калимала, одной из семи крупнейших во Флоренции, занимались торговлей и покраской сукна и были богатейшими людьми в городе. Они были готовы понести гигантские расходы, связанные с проектом, ведь это была и реклама, и показатель могущества гильдии.
В столь престижном конкурсе поспешили принять участие лучшие мастера Италии, из которых комиссия, состоящая из 34 человек, членов городского правительства, представителей гильдии, скульпторов, ювелиров, художников и архитекторов, избрала семерых мастеров из Флоренции и Тосканы. Среди них были Лоренцо Гиберти, Якопо делла Кверча, Филиппо Брунеллески, Никколо Ламберти и другие.

Основой для конкурсного задания стали ворота Андреа Пизано. Состоящие из 28 бронзовых плит, каждая из которых представляла свою историю, заключенную в готическую форму четырехлистника, эти ворота были прекрасным образцом старого стиля.

Каждый участник в течение года должен был создать рельеф из бронзы на подобной плите размером 50 на 50 см. Каждому назначалось и денежное вознаграждение вне зависимости от победы.
s chego nachinayetsya vozrozhdeniye
«И каждый принялся за свою работу со всяческим рвением и старанием, вкладывая в нее всю свою силу и умение, дабы превзойти друг друга в совершенстве, и скрывая в величайшей тайне то, что они делали, чтобы не было совпадений»

Джорджо Вазари (из «Жизнеописаний…»)

3. Финал Конкурса 1401 года

Перед вами работы Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески, вызвавшие наибольший интерес комиссии:
s chego nachinayetsya vozrozhdeniye
Темой для рельефов стала история Жертвоприношения Исаака отцом своим Авраамом. Трудность задачи состояла в том, что для этой истории скульптор должен был обладать подлинным мастерством, ведь для нее надо было изобразить и пейзаж, и животных, и людей, одетых и раздетых, в самых разных положениях.
s chego nachinayetsya vozrozhdeniye
Лоренцо Гиберти — Жертвоприношение Исаака, 1401 Национальный музей Барджелло, Флоренция
Согласно библейскому преданию Бог призвал Авраама принести в жертву сына его Исаака: «Возьми сына твоего, единственного, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мория, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, которую я укажу тебе».

Авраам, не колеблясь, повиновался. Нарубил дров, положил их на осла, взял с собою двоих слуг и Исаака и отправился в указанное Богом место.
На третий день пути, придя к горе Мория, Авраам оставил слуг внизу, поднялся на гору, устроил жертвенник, разложил дрова и, связал Исаака.

И едва занес над ним Авраам жертвенный нож, воззвал к нему ангел с неба: «Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего единственного, для Меня… Я, благословляя, благословлю тебя».
s chego nachinayetsya vozrozhdeniye
Филиппо Брунеллески — Жертвоприношение Исаака, 1401 Национальный музей Барджелло, Флоренция
Насколько по-разному изобразили одну и ту же историю Гиберти и Брунеллески. Плитки именно этих мастеров вызвали самые горячие споры.
Согласно свидетельству Вазари, именно они «задумали и выполнили свою историю лучше и с лучшими и более многочисленными фигурами».

Он же пишет, что победы были достойны обе работы, но Брунеллески уступил, признав что работа Гиберти выполнена с большим мастерством.
Однако из воспоминаний самого Гиберти следует, что именно он один одержал решительную победу, и что была она заслужена и досталась ему с огромным трудом и к его величайшей радости.
s chego nachinayetsya vozrozhdeniye
Так почему же выиграл Гиберти и проиграл Брунеллески?
Объективной причиной мог стать тот факт, что плитка Брунеллески была тяжелее и, соответственно, дороже, при том, что проект и без того стоил огромных денег. Но есть и другие причины.

s chego nachinayetsya vozrozhdeniye
«Жертвоприношение Исаака» работы Лоренцо Гиберти отличает мелодичность, плавность и согласованность линий. Его рельеф создан с ювелирной тонкостью и в традициях интернациональной готики. Именно традиционное видение понравилось флорентийцам. Изящество пейзажа, грация фигуры Исаака… перед нами не драматичная сцена, где отец приносит в жертву собственного сына, а лишь ее тень, изящная стилизация, созданная по всем канонам позднеготического стиля.

Вот как Вазари описывает работу Гиберти: «История, которую Лоренцо представил в качестве образца и которую и теперь можно видеть в зале собраний купеческого цеха, была совершенной во всех отношениях. Вся работа обладала рисунком и отличалась отменной композицией; фигуры в его манере были стройными и выполнены с изяществом в прекраснейших позах, и отделана она была с такой тщательностью, что казалась вылитой не из бронзы и отполированной не железом, а дыханием».
Совсем по-другому выполнена работа Брунеллески. Дробная, лишенная гармонии, с изолированными блоками, она действительно необычна. Скорее архаична, чем революционна. Тем не менее, это и есть начало нового.

«Жертвоприношение Исаака» у Брунеллески — это поиск. Поиск способов изображения глубины пространства, путей передачи сильных эмоций живого человека. Расплывчатой и поэтичной идеализации Гиберти он противопоставляет выразительность и структурность.

Брунеллески не интересует фиксация действительности, он не боится взять за основу пустоту, из которой он, подобно создателю строит новое пространство с фигурами и природой, подчиняя его своему замыслу. Именно так будут мыслить и творить художники Возрождения.
Брунеллески использует пирамидальную композицию, на вершине располагая невероятно драматичную сцену.
s chego nachinayetsya vozrozhdeniye
Насколько изящны и сказочны персонажи Гиберти и насколько напряжены и реальны они у Брунеллески.
Кажется, можно услышать, как кричит Исаак и почувствовать, с какой решительностью и твердостью останавливает ангел руку Авраама.
s chego nachinayetsya vozrozhdeniye
В рельефе Брунеллески присутствует еще одна важная деталь. Присмотритесь к одному из рабов… Брунеллески цитирует знаменитую античную статую «Мальчик, вынимающий занозу». Эта самая обычная сцена, из повседневной жизни, она невозможна в рамках аристократического позднеготического стиля. Но именно повседневность позже станет вдохновением для мастеров Возрождения.
s chego nachinayetsya vozrozhdeniye

4. Значение Конкурса 1401 года

Конкурс 1401 года позволил выявить как неготовность флорентийцев воспринимать новое, не вполне оформившееся видение, так и зарождающиеся идеи Возрождения. А именно: поиск способов организации пространства, интерес к античности и к самому человеку.
Брунеллески не стал победителем, но именно в «Жертвоприношении Исаака» можно разглядеть семена его будущего триумфа.

После поражения он отказывается от предложения работать над воротами по проекту и под началом Лоренцо Гиберти.
Его будущие свершения будут столь значительными, что восхищенные современники скажут о нем: «Он проиграл сражение, но выиграл войну».
Работы других участников конкурса не сохранились, а рельефы Гиберти и Брунеллески хранятся в музее Барджелло во Флоренции. Они, символы времени, когда старый стиль сосуществовал с зарождающимися идеями нового мира, по-прежнему рядом. Продолжают их сравнивать и сегодня.

Именно с конкурса 1401 года начинается эпоха Возрождения, пожалуй, самый значительный и прекрасный период в истории западноевропейского искусства.
© Р. М. Махмудова, 2019 — автор текста, подбор иллюстраций
Понравилась статья?
Поделитесь мнением, задайте вопрос, расскажите о ней друзьям!